Каникулы закончились — пора работать. Наш первый в году вечер условно назовем «Вне жанра» и посмотрим три короткометражных работы, которые выходят за грань кинопублицистики.
В свое время их назвали бы экспериментальными, хотя это «обыкновенное» искусство. Итак, номер один. На кинофестивале в Роттердаме на показе фильма «МЫ» зрители сидели, открыв рты. В 80-х он стал кинолегендой, а его имя вошло в учебники в одном ряду с Вертовым и Эйзенштейном. Но, к сожалению, сегодня ни один студент на слух не может записать его фамилию, она незнакома массовому зрителю, как незнакомы и его фильмы. Артавазд Пелешян стал создателем совершенно нового метода, который назвал «дистанционный монтаж». Каждый документалист обычно склеивает два плана по эйзенштейновско-кулешовской традиции, сталкивая, а телевизионщик — тупо совмещая последовательность. Пелешян же решил их «рассклеивать», не «стыковать», а «расстыковывать», между двумя кадрами создавая дистанцию из двух, трех или пяти кусков. И, как Вертов, Пелешян из картинки составлял звукопись. Его фильмы — это музыкальные философские эссе, документальные симфонии. Кто только не называл Пелешяна гением: Годар, Параджанов, Сокуров… И Годфри Реджио, который вместе с Филипом Глассом решил создать нечто «совершенно в новом стиле» и выпустил трилогию «Каци». И, конечно, в своих интервью он отдавал должное учителю, показавшему этот новый стиль. «Каци» у нас еще впереди. А пока номер два. Режиссер Марина Разбежкина сама дала определение своей «Подземке» — документальная опера. Она стала частью заказного цикла «Сто фильмов о Москве», режиссерская версия была перемонтирована. «Подземку» особенно интересно будет посмотреть вслед за «Землей людей». И номер три. «Зина жила-была» Александра Белобокова — фильм, сделанный исключительно на основе фотографий. А здесь — без комментариев, достаточно сказать, что это маленький шедевр, остальные слова — после просмотра.
До встречи 11 февраля. И обратите внимание, мы меняем место и время встреч (из-за перехода на первую смену). Теперь по средам, в 17.30. Опробуем 412а с новой аппаратурой.
Е.А. Манскова