ИА «Алтапресс»: Сергей Землюков рассказал, с кем АлтГУ готов объединиться для создания опорного вуза

18 ноября 2016 Отдел по связям с общественностью
Сегодня, 18 ноября, ИА «Алтапресс» опубликовало интервью с ректором Алтайского государственного университета Сергеем Валентиновичем Землюковым.

На прошлой неделе в Тюмени Минобрнауки провело совещание, на котором обсудили, как проходит в стране процесс создания новой категории вузов – опорных университетов. На него пригласили ректоров 50 учебных заведений, которые могут стать опорными в своих регионах. Алтайский край там представляли сразу два руководителя – Сергей Землюков (АлтГУ) и Ирина Лазаренко (АлтГПУ). В регионе вновь зазвучала подзабытая тема создания опорного университета. АлтГУ заявил о том, что готов взять на себя эту роль.

Ректор Сергей Землюков рассказал altapress.ru, почему ведомственные вузы должны объединиться для создания опорного, как избежать негативных последствий при слиянии и почему региону необходим такой университет.

– Вы не раз говорили, что АлтГУ готов взять на себя роль опорного вуза. Пообщавшись с руководителями уже действующих опорных университетов, какие выводы для себя сделали?

– В целом совещание было собрано для того, чтобы министр смогла разобраться с тем, что такое опорный университет и стоит ли в сегодняшних непростых условиях продолжать этот конкурс.

На одном из круглых столов, который вел руководитель департамента высшего образования Минобра Александр Соболев, обсуждали, нужны ли нам опорные университеты, и если нужны, то какие изменения нужно внести в положение об их деятельности.

Все выступавшие заявляли, что это хорошая практика. Во-первых, так считают руководители уже созданных опорных вузов: они показали, какой эффект дало объединение. Причем если взвешивать минусы и положительный эффект от объединения, то он намного превышает отрицательные последствия. Появляются новые направления, новые темы, идеи, меняется взаимодействие преподавателей.

Во всех опорных университетах набор 2016 года показал резкое увеличение среднего балла ЕГЭ. Это говорит о том, что выпускники видят сильный вуз в своем регионе и не уезжают в другие территории. Средний балл ЕГЭ – явный показатель престижности высшего образования в вузе. В своем выступлении я говорил, в частности, что создание опорного вуза критически важно в регионах с точки зрения удержания лучших выпускников. Мы видим, что сейчас их все больше оттягивают ведущие региональные и столичные вузы. Для нас основные конкуренты – федеральные университеты Томска, Новосибирска, Красноярска. Опорный вуз сразу выйдет на соответствующий им уровень.

Еще один момент: все опорные вузы получили от 120 до 200 млн рублей госсубсидии. Я вам скажу, что с такими деньгами мы могли бы получить хороший толчок для развития.

К тому же опорный вуз получает зеленый свет в министерстве при решении любых вопросов: выделении контрольных цифр приема, поддержке научных журналов, создании диссоветов. В условиях ограниченных ресурсов основные средства направляются лучшим. И, конечно, если в крае будет отсутствовать такой сильный вуз, естественно, регион тоже потеряет.

Следующий фактор, который отмечали все: начинает налаживаться реальное взаимодействие вуза, власти и работодателей. Сейчас властям и работодателям нужно взаимодействовать со всеми, а при появлении опорного центр внимания переходит ему.

И еще одно. Опорный вуз больше привносит в регион с точки зрения развития и становится по-настоящему опорным: в научно-техническом развитии региона, инновационных разработках.

Подводя итоги совещания, министр объявил, что в феврале будет новый конкурс. У меня осталось четкое понимание того, что опорный университет – последняя ступенька структуры федеральных университетов, поддерживаемых министерством.

Плюсы вы назвали, а с какими минусами столкнулись ваши коллеги при объединении вузов?

– Из минусов: совпадающие образовательные программы объединяются. Совпадающие службы тоже объединяются, происходит оптимизация. Это не означает сокращения штатов. Какие-то новые направления появляются, поэтому у сотрудников есть возможность перепрофилироваться. Я разговаривал с ректорами, все сказали, что прошли объединение без социального напряжения.

У АлтГУ есть опыт объединения факультетов. Процесс был болезненным – да, были увольнения. Кто-то не захотел работать в новой структуре, но никто не оказался выброшенным за порог.

Один в поле

Вы уже озвучили, что предложили пересмотреть условия участия в конкурсе и отменить обязательное условие объединение двух или более вузов. Считаете, что сможете выполнить все необходимые для опорного вуза показатели в одиночку?

– Я понимаю, что в Алтайском крае сложная ситуация с мнением о создании опорного вуза, не все ректоры поддерживают эту позицию. Поэтому внес предложение изменить положение о проведении конкурса. Тот вуз, который сам выполняет требования, предъявляемые к опорному вузу, может быть признан таким без объединения.

На сегодня из семи показателей, которые опорный вуз должен достичь к 2020 году, мы уже выполняем пять. Пока мы не достигаем показателя по объему доходов. Целевой показатель 2 млрд. рублей в год, а у нас сегодня эта цифра равна 1,85 млрд. рублей.

Второе – пока нам не хватает численности студентов бюджетного набора. У нас обучается 8,5 тыс. студентов-бюджетников, а нужно 10 тыс. Если бы нам дали большее количество контрольных цифр приема, мы бы с легкостью его выполнили.

Контрольные цифры приема единственное, что ограничивает вуз в приеме?

– Не совсем. У нас сейчас нехватка учебных площадей. Мы в этом году приняли сотни студентов: экономического факультета АГМУ, АлтГТУ, АЭЮИ, ААЭП. Мы могли бы принять больше, но сейчас сдерживаем это из-за необеспеченности площадями. А если бы нам дали денег, мы бы построили новый корпус и набрали бы больше студентов.

Исключить анахронизм

– Ваша коллега Ирина Лазаренко сказала, что на совещании озвучили мнение о том, что опорой регионов должны стать педвузы?

– Между классическими и педагогическими университетами нет никаких существенных различий, которые привели бы к снижению качества подготовки учительских кадров! Это неоспоримый факт. АлтГУ с момента своего появления готовил и готовит педагогов для школ, ссузов и вузов. Убежден, что объединение наших вузов и подготовка педагогов в стенах опорного классического университета только повысит статус этой важной профессии и уровень педобразования в целом.

Что теперь будет с озвученными предложениями и есть ли ясность, в каком виде их примут?

– Все они будут аккумулированы. К февралю будет понятно, внесет ли министерство изменения в условия участия в конкурсе.

Для участия в конкурсе вузу необходимо представить программу развития. Есть ли она у АлтГУ?

– Конечно. Программа стратегического развития АлтГУ на 2012–2017 гг. заканчивается, но уже сейчас мы разрабатываем новую программу до 2021 года. Для нас важно увеличить вклад в региональное развитие в целом: в научно-технологическое, экономическое, причем с точки зрения готового продукта, следующее – подготовка кадров, адаптированных и нацеленных на развитие региона. Третья задача – подготовка управленцев для предприятий, организаций, администраций.

Рассматриваете возможность объединения с другими вузами при создании опорного университета?

– Мы готовы рассматривать такую возможность и выйти с предложением к любому другому вузу. Мы бы с каждым могли найти точки соприкосновения. Тем более, я считаю, что лет через 10 у нас не будет ведомственных вузов. Это анахронизм. Образование должно быть единым.

Что будет с другими вузами края в случае создания опорного?

– Конечно, если в регионе будет один опорный вуз, это скажется на других, но если опорного вуза не будет, это скажется вообще на всех. Поэтому в первую очередь нужно рассматривать именно такой вариант. Но если мы создадим такой вуз, выиграют все, в первую очередь регион.

Насколько для участия в конкурсе важна поддержка региона и есть ли она сейчас у вас?

– Без поддержки региона процесс невозможен.

Прошлой осенью Министерство образования и науки объявило конкурс на создание в российских регионах опорных вузов. Одним из обязательных условий участия в конкурсе была реорганизация как минимум двух вузов при создании опорного. По изначальной задумке опорный вуз будет иметь ряд дополнительных мер поддержки со стороны Минобрнауки. Самая весомая из них — дополнительное федеральное финансирование – до 200 млн рублей в год в течение трех лет после присвоения статуса опорного. Кроме того, таким вузам обещают приоритетное участие в базовой части госзаданий и выделение мест на аспирантуру, магистратуру, а также преимущественное право на прием иностранных студентов в рамках квоты на обучение.
В ноябре прошлого года была создана рабочая группа, которая должна была взвесить все плюсы и минусы. В процессе обсуждения стало понятно, что создавать опорный вуз можно только объединяя какие-то из трех вузов: АлтГУ, АлтГТУ и АлтГПУ. В вузовской среде активнее всего обсуждался вариант слияния Алтайского государственного университета с педагогическим, поскольку в них дублируется наибольшее число направлений подготовки. К тому же в крае есть еще один педагогический вуз — Бийский гуманитарно-педагогический университет.
Версия для печати
поделиться