Ректор АлтГУ С.В. Землюков: «Целевые показатели развития опорных вузов — это показатели регионального развития»

1 февраля 2018 Управление информации и медиакоммуникаций
Эксперты в области высшего профессионального образования высказали свое мнение о перспективах и изменениях в развитии университетов России и, в частности, о задачах, стоящих перед Алтайским государственным университетом, о которых на страницах журнала «Эксперт-Сибирь» рассказал ректор АлтГУ Сергей Валентинович Землюков.

Напомним, что ректор Алтайского госуниверситета С.В. Землюков свое мнение о задачах опорных вузов страны высказал в № 5–6 финансово-экономического аналитического журнала «Эксперт-Сибирь», где сделал акцент на том, что стоящие перед опорными университетами целевые показатели, KPI, – это, в первую очередь, показатели регионального развития.

«Показатели эффективности проектов опорного университета пока напрямую еще не записаны в программу развития регионов (потому что она принимается на пять лет), но косвенно развитие опорного университета, несомненно, влияет и на показатели инновационной активности регионов, и на показатели развития человеческого капитала. Кстати, такие рейтинги проводятся в Российской Федерации для оценки регионального развития. Вполне допускаю, что показатели развития опорного университета будут включаться в показатели стратегического развития региона. Пока этого нет, потому что здесь изначально возникла некая несогласованность, связанная, во-первых, с тем, что изменился подход к задачам, стоящим перед университетами как опорными вузами, а во-вторых, университет – это все-таки федеральное учреждение, и, соответственно, финансируется он из федерального бюджета. В настоящее время этот разрыв преодолевается», – подчеркнул Сергей Валентинович в статье.

Ректор АлтГУ также отметил, что задачи опорных университетов с периода начала работы данной программы Минобрнауки РФ фактически не изменились:

«Опорные вузы – это центры притяжения талантов, региональные научно-инновационные центры, гаранты качественной подготовки по широкому спектру направлений, без необходимости внутри России, источники позитивных изменений городской и региональной среды».

Заведующий кафедрой социальной работы факультета социологии АлтГУ, к.с.н., доцент Светлана Георгиевна Чудова, комментируя статью журнала «Эксперт-Сибирь», отметила, что ее следует прочесть всем неравнодушным и желающим плодотворно работать в университете преподавателям и сотрудникам.

«По итогам прочтения статьи формируется отчетливое представление о смене парадигм, траектории развития  опорных вузов, их миссии, актуальных вызовах и детерминантах развития.
Особо хотелось бы обратить внимание на важные комментарии С.В. Землюкова в части разбалансированности показателей опорного университета и показателей регионального развития. Как отмечает Сергей Валентинович, "допускаю, что показатели развития опорного университета будут включаться в показатели стратегического развития региона". А иначе как вузу стать опорой региона? Полагаю, что в направлении корреляции показателей развития опорного университета и показателей региона нашему  университету будет что предложить на федеральном и региональном уровнях, учитывая его научный, методический, организационный и личностный ресурс».

Высказывая свое мнение по итогам прочтения статьи, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики высшей школы и информационных образовательных технологий Марина Николаевна Фроловская отметила, что современный статус опорного вуза рождает ряд вопросов: Какова особая цель деятельности опорного вуза? В чем инновационное содержание? Как, какими способами быть опорой, отправной точкой научного, образовательного, производственного развития социокультурного пространства?

«Исторически социум уже определил главную задачу для университетов – поддерживать совокупность учащих и учащихся и целостность самой науки в постоянном живом взаимодействии. Именно эти ключевые слова – "совокупность" и "взаимодействие" – являются особо значимыми сегодня в определении миссии опорного вуза, – подчеркивает Марина Николаевна. – Университет так или иначе осуществляет свою деятельность в контексте своей территориальной принадлежности, а региональная среда меняется, в том числе и под влиянием результатов работы вуза. Получается круг, круг взаимодействия, взаимовлияния, взаимодополнительности показателей стратегического развития.
Соглашусь с Сергеем Валентиновичем, что эффективные проекты университета уже сейчас вносят свой вклад в инновационное развитие региона, и этому есть подтверждение (проекты наших ученых по археологии, экологии, биологии, медицине, фармакологии, химии, туризму и др.). Все прекрасно понимают, что будущее края зависит от желания нынешних детей и молодежи сделать его сильнее и красивее. Поэтому в перспективе университет для региона – опорная площадка в работе с одаренными детьми, студентами и одаренными педагогами, преподавателями, их подготовка по актуальным для образования направлениям.
Поиск ответов на поставленные вопросы видится в решении  опорным университетом своих основных задач: создании нового знания, разработке актуальных проектов и образовании тех, кто будет продолжать созидательную работу  в регионе», – подытоживает ученый АлтГУ.

Версия для печати
поделиться