Перед участниками выступил доктор исторических наук, профессор кафедры политической истории, национальных и государственно-конфессиональных отношений Алтайского государственного университета Вячеслав Александрович Должиков с публичной лекцией на тему «Русский подход к освещению проблем отечественной истории».
В предлагаемой лекции профессор В.А. Должиков обращал внимание слушателей на проблему поиска и выбора современными исследователями таких концептуально-методологических ориентиров при анализе исторических фактов, которые могли бы способствовать лучшему пониманию цивилизационных особенностей прошлого нашей страны. Переосмысливая давно ставшее «крылатым» знаменитое метафорическое выражение русского поэта, дипломата и философа Федора Тютчева, лектор доказывал, опираясь на многолетний опыт работы исследователя, что сегодня «понять Россию» можно лишь «русским умом». Однако при этом не следует отказываться и от универсального (европейского) методологического «аршина» (в виде теории модернизации).
Среди слушателей находился видный специалист по древнерусской истории, д.и.н., профессор РАНХиГС Сергей Васильевич Цыб, который дал высокую оценку научной новизне и эвристическому потенциалу содержания лекции. В частности, он задал коллеге вопрос о характерном понятии «трифуркация», вводимом коллегой в исследовательский инструментарий взамен широко распространенного термина «бифуркация», используемого как правило историками западнического, марксистского и либерального направлений.
«В русском народном фольклоре, как и в историческом сознании, излюбленным числом является число три. В подтверждение можно привести целый ряд устойчивых метафор: "три сестры", "три брата", "три сына", "три богатыря" и т.д. Особо можно выделить тройку лошадей, с которой Николай Гоголь прочно связал историческую Русь-Россию. Добавим сюда же "Витязя на распутье" художника Виктора Васнецова. Данный образ и символизирует выбор одного из вариантов на перекрестке "трифуркации"("троепутья", по-русски)», – поясняет В.А. Должиков.
Многочисленные аргументы Вячеслава Александровича в защиту обоснованности методологии «русского подхода» к истории вызвали живой интерес и у других слушателей, которые также включились в продолжительную дискуссию.