К 20-летию серии «Алтайские краеведы»

4 апреля 2016 Александра Артемова, факультет искусств

10 марта в Алтайской краевой универсальной научной библиотеке им. В.Я. Шишкова в рамках ХI фестиваля книги «Издано на Алтае» состоялась встреча «Познание Родины», посвященная 20-летию серии биобиблиографических указателей «Алтайские краеведы». На сайте АКУНБ подготовлена электронная коллекция краеведческих публикаций. Среди участников встречи – член Союза художников России, доктор искусствоведения, почетный профессор Алтайского государственного университета Т.М. Степанская.

– Тамара Михайловна, что понимается под серией «Алтайские краеведы»?

– Это биобиблиографические указатели, выпущенные Алтайской краевой универсальной научной библиотекой им. В.Я. Шишкова, как правило, к юбилейным датам авторов. Изданы выпуски, посвященные краеведам В.Ф. Гришаеву, Ю.С. Булыгину, В.А. Скубневскому, А.М. Малолетко и другим. По инициативе библиотеки выпущены
сборники к моему 65-, 70- и 75-летию.

– Какое место занимают биобиблиографические указатели в научных и справочных изданиях?

– Это богатейший и достовернейший источник в сфере истории культуры региона и России в целом. Указатели имеют большое значение для науки, так как в них содержится информация об авторах, опубликованная в различных местах – энциклопедиях, справочниках, статьях.

– Каковы истоки формирования краеведения на Алтае?

– Краеведение на Алтае развивалось в структуре российского краеведения и имеет свою замечательную историю, которую мне хочется связать со словами Александра Сергеевича Пушкина «…Свобода не может быть достигнута насильственным изменением политического строя, но будет следствием духовного воспитания человечества». Идеи поэта стали ценностным базисом того, что сегодня мы называем традицией отечественной системы образования и культуры. К таким традициям принадлежит возникновение в России движения, получившего название «отечествоведение». Центром его стало созданное в 1845 году Русское географическое общество. На основе отечествоведения возникло родиноведение. В школах были введены курсы отечествоведения и родиноведения, выпущены специальные учебники. Журнал «Учитель» в 1870 году писал: «Отчизноведение дает обильную пищу уму и чувствам, широкий простор для правильного понимания и сознательного патриотизма».

– А когда в Сибири появилось краеведение? Как отразилось появление отчизноведения и родиноведения на местной жизни?

– В 1908 году приступило к работе «Общество изучения Сибири и улучшения ее быта». Членами его были учителя, художники, гимназисты, студенты, врачи, писатели, ученые. Часто результатом из деятельности было создание местных музеев, в том числе и школьных, которые назывались «Музеи местного края».

– Какая грань краеведения с вашей точки зрения особенно интересна с позиции гуманитарного знания?

– Большое место в образовании занимало художественное краеведение. Оно не получило большого развития в Сибири, однако его истоки все-таки обозначились.

– В чем состоит особенность художественного краеведения?

– Это изучение памятников архитектуры, жизни и творчества местных художников, писателей, музыкантов, знакомство с местными народными промыслами, народным искусством. В советское время художественному краеведению не уделялось достаточно внимания: преобладали историческое и археологическое направления. Алтайский край не стал в этом смысле исключением.

– И все-таки, что явилось началом художественного краеведения на Алтае?

– Прежде всего издание сибирской энциклопедии, в которую местный краевед Г.Д. Няшин написал статью о памятниках архитектуры города Барнаул, обозначив их всероссийскую ценность и значение для сибирского градостроительства. Деятельность алтайских строителей и архитекторов на протяжении XVIII – начала XX столетий протекала в общем русле исканий русской архитектуры. Появление профессиональных зодчих в отдаленных столичных городах России, районах, помимо других причин, связано с открытием архитектурного класса в Императорской Российской Академии художеств в Петербурге. Значение Академии художеств отмечал автор первого проекта академического устава Михаил Васильевич Ломоносов: «Россия, распространяясь широко по вселенной, прославясь победами, доказавшими преимущества в храбрости и самым высокомысленным супостатам, поставив свои пределы в безопасности, привлекши к себе внимание окрестных народов, яко важнейший член во всей Европейской системе, требует величеству и могуществу своему пристойного и равномерного великолепия, какового ни откуда приобрести невозможно, как от почтенных художеств…» Так высоко оценивал значение искусства ученый Ломоносов.

– Тамара Михайловна, какой вид искусства прежде всего привлек внимание краеведов?

– Архитектура. На Алтае столичные и заводские архитекторы успешно решали проблему соединения инженерно-технических задач и архитектурно-художественного образа в промышленных сооружениях на основе принципов классицизма, а также проблему создания ансамблей общественных центров горного города Барнаул, Змеиногорска, Колывани, Павловска с органичным включением в них заводской площади и плотины.

– Какой строительный материал преобладал в Сибири, а значит и на Алтае?

– Безусловно – дерево, столь органичное для сибирского региона с его большими лесными ресурсами. Главным строительным материалом была сосна. Во второй половине XIX века обостряется интерес к поиску новых образов в искусстве и в архитектуре особенно. В строительстве возрождаются формы, мотивы, элементы русского национального зодчества, создаваемые на инновационной технической основе. Деревянное зодчество в русской национальной архитектуре ценно тем, что являлось поистине всенародным. Каждый русский крестьянин со времен Древней Руси был плотником, умельцем и из-под его топора выходили особой красоты избы, усадьбы, церкви, часовни, кремли с башнями и стенами из бревен и все необходимое для быта и жизни. Часто возводились постройки смешанные – камень с деревом: низ каменный, а верх деревянный.

– Как обстоят дела в современном краеведении?

– Заслуга алтайских краеведов – проведение различных чтений, организация конференций и издательская деятельность, посвященная памятникам архитектуры и искусства Алтая. Краеведы ставили задачу привлечь внимание к истории рождения архитектурных образов городов Алтайского края, напомнить о преемственности культуры, общечеловеческих ценностях, а также о том, что сохранение поколениями культурной и художественной преемственности является убедительным признаком духовного и нравственного здоровья общества.

– Кого вы можете назвать выдающимися краеведами?

– К выдающимся краеведам Алтая принадлежат имена Алексея Павловича Уманского, Василия Федоровича Гришаева, Александра Петровича Долнакова, Вадима Борисовича Бородаева, Татьяны Кирилловны Щегловой и других авторов статей, энциклопедий и книг об архитектуре и искусстве Алтая.

– Что можно сказать о других видах искусства?

– Была создана ассоциация алтайских краеведов, члены которой (уже названные мною и многие другие) обращали внимание не только на архитектуру, но и на Колывань, на ее замечательные изделия XVIII века, многие из которых сейчас являются достоянием истории. Многие художники, среди которых мы назовем Ирину Анатольевну Леденеву, посвятили свое творчество Колывани. Многими краеведами изучается народное творчество – это и домовая резьба по дереву, и ковровое ткачество. Очень интересно творчество Леонида Суртаева, который ткал свои картины с образами Горного Алтая, вкладывал в них свою душу, умение и народную мудрость. Художественное творчество профессиональных художников изучалось теми, кого уже не совсем можно назвать краеведами – это профессиональные искусствоведы, историки искусства, а краеведы – как правило, это те люди, которые будучи как бы непрофессионалами этого вида творчества, они его любят, ценят и желают, чтобы об этом виде творчества знали поколения. Краеведение – это особое состояние души и восприятия мира, своей малой родины. Вспоминается стихотворение, в котором автор так просто выражает свою любовь к малой родине, тоску о ней:

Родина, моя Родина,
Золотая листва тополей.
И богульников нежное зарево,
Силуэты ночных кораблей.
Родина, моя Родина.

Краеведение формирует то необходимое чувство патриотизма, без которого трудно быть хорошим гражданином своей страны.

– Какое место вы отводите краеведению в сфере туризма?

– Алтай неповторим среди других регионов России: его культурное наследие – основа его уникальности. Это подтверждает и взгляд со стороны: «…Алтай должен продвигать себя как самый природный, самый естественный регион… Мир должен узнать о том, что Сибирь – это удивительно красивое место… Настоящим вызовом для России является продвижение имиджа Сибири…», – такие слова произнес генеральный секретарь Всемирной туристской организации Талеб Рафаи во время пребывания в Барнауле в июне 2015 года. Я призываю всех иметь именно такой взгляд на имидж Сибири и Алтая. Огромное место в этом занимает краеведение в системе гуманитарного знания.

поделиться
https://www.asu.ru/?v=sw0