Село и город в практике искусствоведов

23 сентября 2013
Музейно-краеведческая практика проходила в музеях Сибири. Цель практики: на примере конкретных музеев представить особенности формирования художественных коллекций сибирских музеев. Вот несколько ярких впечатлений от посещений легендарных мест, известных далеко за пределами региона.

Поездка в Мемориальный музей-заповедник В.М. Шукшина (1929–1974) села Сростки Бийского района Алтайского края.
Встретила и провела экскурсии по экспозициям заповедника выпускница факультета искусств Е.О. Денисова. Мемориальные места под открытым небом — это дом-музей матери М.С. Куксиной; дом, где прошли его детские и юношеские годы, бывшая школа, где учился и работал Василий Макарович Шукшин, гора Пикет, археологические места сростинской культуры и др. В Доме матери осуществлена особая концепция экспозиции. Здесь частично сохраняется мемориальная обстановка, здесь же представлены документальные материалы о детских и юношеских годах В.М. Шукшина. В здании школы существует несколько экспозиций, где присутствуют документы, эпистолярное наследие автора, призванные ярко и наглядно показать биографию и творческий путь «художника» человеческих характеров. Весь комплекс памятников в полной мере отражает творческое наследие известного писателя, кинорежиссера, актера и драматурга.



Новосибирский государственный художественный музей — «храм» отечественного и зарубежного искусства. Посетив залы с постоянными экспозициями, мы познакомились с ключевыми произведениями уникальной коллекции музея. На основании экспонируемых произведений перед глазами разворачивались основные моменты мировой истории искусства (слепки с античной скульптуры, графические произведения и картины мастеров XVI–XX вв.) Ведущее место все же принадлежит русскому искусству. Древнерусское искусство представлено интересным собранием икон. Искусство XVIII века представлено шедевром Д.Г. Левицкого (академика Императорской академии художеств) «Екатерина II — законодательница в храме богини правосудия». В экспозиции представлены живописные работы художников XIX века: К.П. Брюллова, В.А. Тропинина, И.К. Айвазовского, а также произведения членов Товарищества передвижных художественных выставок (творческого объединения российских художников). Произведения мастеров «Мира искусства», группировки «Бубновый валет» формируют основу коллекции живописи XX века.

     

Совершенно особым мероприятием было посещение детской школы искусств «Традиция», находящейся в селе Власиха Алтайского края. Школа была образована на базе детского фольклорного ансамбля «Беседушка», что определяет направленность данной школы искусств. При школе существует этнографический музей-мастерская «Лад». Он является результатом крупной экспедиционной и исследовательской работы педагогов и обучающихся школы. В музее располагается несколько залов, которые в синтезе отражают всю эстетику русского народного быта. Доступность и интерактивность музейных экспозиций делают его уникальным. Все помещения многофункциональны. Это не только выставочные пространства, но и мастерские ремесел. Участие в мастер-классах способствовало навыкам изготовления старорусской куклы-куватки, урало-сибирской росписи, а также знакомство с особенностями работы на гончарном круге в мастерской известного алтайского гончара, народного мастера Алтая, выпускника факультета искусств по направлению «Искусствоведение» Виталия Гычева.

Актуальность таких музеев несомненна, так как они несут огромный воспитательный потенциал для учащихся, молодежи, всех посетителей. Каждый может поучаствовать в мастер-классах и приобщиться к богатому наследию традиционной культуры. 

Студент И. Перевалов за гончарным кругом

 

Мастер-класс «Урало-сибирская роспись»

 

В отличие от школы искусств «Традиция», детская художественная школа № 2 г. Барнаула имеет академическую направленность. Ее мы посетили наряду с детской картинной галереей «Лукоморье», которая была создана на базе школы. Галерея «Лукоморье» является как выставочным пространством, так и центром педагогической работы. Ценность галереи в том, что учащиеся художественных школ наряду с преподавателями, а также все дети, занимающиеся художественным творчеством, могут выставлять свои работы, проводить встречи и конкурсы, творчески общаться на этой площадке.

Интереснейшими событиями были творческие встречи с алтайскими художниками, членами Алтайского краевого отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников» России: Л.Р. Цесюлевичем, А.Н. Потаповым, П.Д. Шировым, В.П. Куксой.

Мастерская художника В.П. Куксы


Мастерская художника — это скорее его первый вдохновенный Дом. Леопольд Романович Цесюлевич — член Союза художников России, Заслуженный художник России, публицист, общественный деятель. Его подвижнический труд связан с именем выдающегося художника Н.К. Рериха. Наша встреча прошла плодотворно. Живописец не только показал свои работы, но и на их примере описал весь творческий процесс, состоящий, помимо технических элементов, из подготовительной работы художника, творческих задумок. Леопольд Романович описал детально все технические этапы работы — от форэскизов до художественного полотна. Данная встреча помогла глубже понять творчество  художника и тайну художественного процесса в целом.

Леопольд Романович Цесюлевич

 

Музейно-краеведческая практика под руководством ст. пр. кафедры теории искусства и культурологии Л.А. Брагиной способствовала развитию искусствоведческого мышления. Алтайский край, Новосибирская область, детские музеи, народные традиции составили целостное представление о художественном пространстве Сибири, а творческие встречи помогли глубже познакомиться с тайной создания произведений алтайских художников.

Е. Рохлина, студентка 4-го курса, направление «Искусствоведение»

 

поделиться
Связано с разделами
https://www.asu.ru/?v=sw0