Ученые АлтГУ выявляют фальсификаты меда с помощью метода ИК-Фурье

10 сентября 2015 Отдел по связям с общественностью
Информационное агентство «Амител» провело журналистское расследование по проблеме продажи фальсифицированного меда в Алтайском крае.

Липовый, таежный, майский, донниковый, акациевый — эти сорта меда в Алтайском крае самые редкие и оттого самые дорогие. А вот подсолнечниковый мед считается самым распространенным, он быстро кристаллизуется  и потому не слишком ценится. Но как проверить, тот ли продукт вы покупаете? Стоит ли переплачивать за «бренд», и всегда ли соответствует заявленное элитное название на банке его содержимому?

Лабораторное исследование

Чтобы выяснить, какой все-таки мед продают в Барнауле, ИА «Амител» отправилось в Центральную научно-производственную ветеринарную радиологическую лабораторию, прикупив по дороге несколько банок этого ценного продукта. В учреждении нам сообщили, что исследования будут проводить по общепринятому методу пыльцевого анализа для подтверждения ботанического и географического происхождения продукта. Нам предложили провести их в соответствии с ГОСТом Р 31769-2012. «Метод определения частоты встречаемости пыльцевых зёрен».

«Зерна пыльцы медоносных растений – микроскопические свидетели и участники превращения цветочного нектара в янтарно-золотистый продукт. По существующим требованиям российских стандартов монофлерный липовый, подсолнечниковый и гречишный мед должен содержать определенное количество пыльцевых зерен растений данного вида в процентном соотношении», – пояснили в лаборатории.

Контрольные закупки меда были произведены 27 августа. Первый образец мы приобрели в ТЦ «Лента». На пол-литровой пластиковой баночке «Алтайский майский мед» было подписано: «Берестов А.С. Эксперт в выборе меда». Так и захотелось отведать лакомства от профи!

«Превосходный майский мед собирают на Алтае. Существует всего несколько пасек, собирающих майский мед в этих местах. Пчеловоды собирают свежий майский мед, насыщенный, с высоким содержанием диастазы. Такой мед встречается редко, разве только в коллекции "Берестов А.С. Избранное"», – сообщает компания-производитель.

Однако протокол испытаний данного образца показал, что мед содержит 46 пыльцевых семян подсолнечника, по 11 семян крестоцветных и бобовых. Как же получилось, что в майском меде оказался подсолнечник, который цветет в июле и августе? Стоит отметить, что в Алтайском крае практически нет липы.

Второй образец – мед фирмы ООО «Воял» – мы купили в ТС «Мария-Ра». На этикетке поставщик заявил, что это натуральный цветочный мед с преобладанием липы. Пыльцевой анализ показал, что в меде преобладает пыльца подсолнечника. Обоснованно ли называть этот мед «липовым»?

Третий образец – мед «эспарцетовый» – мы приобрели на Алтайской ярмарке меда на площади Сахарова у семейной пасеки Девятковых. В этом образце пыльцевой анализ выявил, что мед соответствует заявленному названию.

Что же получается? Самый обычный подсолнечниковый мед по желанию предпринимателей может стать «липовым» или «алтайским майским»? Напрашивается вывод о том, что потребителя вводят в заблуждение, выдавая простой мед за более дорогой, брендовый. Чем экзотичнее название, тем выше цена. А ведь это сознательное введение потребителя в заблуждение относительно свойств и качества товара. Обманутые покупатели так или иначе распознают подделку, а это серьезный ущерб по репутации алтайских пчеловодов.

Утопия, блеф и фальсификация

А вместе с тем споры в пчеловодческой отрасли в Алтайском крае не утихают. В регионе производители меда также всерьез говорят о неизбежном падении репутации регионального продукта и, как следствие, возможной гибели в регионе пчеловодческой отрасли. Это связывают с тем, что в Алтайском крае запатентовали бренд «Алтайский мед», который, по мнению экспертов, узаконил фальсификацию.

В августе 2015 года стало известно, что Федеральная служба по интеллектуальной собственности зарегистрировала наименование места происхождения товара «Алтайский мед» на основе особых физико-химических свойств с помощью метода Фурье-спектроскопии. Метод предназначен для качественного и количественного анализа химического состава веществ на основе структуры молекулярных соединений. Ряд специалистов утверждают, что метод ИК-Фурье спектроскопии очень эффективен для определения состава и химической структуры органических веществ.

«Этот метод давно используется в нефтяной и пищевой промышленности, наркологии. Просто мы первые, кто применил его по отношению к меду. Цена такого анализа – 570 рублей. В Алтайском крае четыре лаборатории, которые делают анализ ИК-Фурье. В частности, можно сдать на обследование мед в Алтайский государственный университет на кафедру ботаники», – рассказал председатель компании «Сельскохозяйственный потребительский снабженческо-сбытовой кооператив второго уровня «Алтай – медовый край» Юрий Богуславский, который запатентовал бренд «Алтайский мед».

Собеседник агентства уточнил, что новый метод узнаваемости алтайского меда самый верный, самый быстрый и самый доступный.

Не согласен с этим утверждением директор ООО «Алтайская медовая ярмарка» Андрей Никифоров. По его словам, этот метод нельзя считать полностью достоверным по отношению к меду:

«Методика определения географического и ботанического происхождения меда по пыльцевым зернам является достоверной и признана во всем мире. Она является доступной как для пчеловодов, так и для любого потребителя. А вот методика определения меда по химическому составу методом Фурье инфракрасной спектроскопии позволит фальсификатчикам производить в любом гараже продукт и называть его "Алтайский мед". Теперь можно, условно, смешать одну часть меда с 10 частями красителей, ароматизаторов, глюкозно-фруктозных сиропов и продавать его под видом натурального алтайского меда?! Метод ИК-Фурье показывает только химический состав и неспособен выявить фальсификат», – пояснил риски Никифоров.

Вместе с тем специалисты в Алтайском государственном университете на кафедре физико-химической биологии и биотехнологий напоминают, что мед – это комплексное вещество, в котором содержатся белки, сахара, микроэлементы, витамины, эфирные масла. Все эти вещества имеют свою химическую формулу. По их словам, с помощью инфракрасного метода можно снять с каждого вещества спектр. Суммарно все это отображается в графике со своими пиками и падениями. Чем-то он напоминает кардиограмму с разнообразными скачками.

«У каждой партии меда свой уникальный пик. Пики закономерно суммируются в картинки. Для каждого пчеловода в зависимости от сезона будет один и тот же примерно инфракрасный спектр, который будет вноситься в единую базу. В сумме эти спектры показывают региональную принадлежность к Алтайскому краю», – пояснил кандидат биологических наук Сергей Смирнов.

Также собеседник агентства подчеркнул, что метод все-таки способен рассмотреть фальсификат. Анализ выявит все дополнительные составляющие меда, будь то краситель или другое вещество. Покажет, что в меде есть дополнительные связи.

«У нас в Алтайском крае всего один эндемик, который не является медоносом. На Алтае мед слагается из тех же растений, что и, например, в Кемеровской или Новосибирской областях. По пыльце достаточно сложно определить региональную принадлежность», – заключил Смирнов.

Готов поспорить с этим высказыванием председатель Союза пчеловодов и переработчиков Алтайского края Сергей Тастан. Собеседник отметил, что анализ методом ИК-Фурье не позволит отличить мед из России от меда из Америки, КНР, Бразилии или любой другой страны. По словам руководителя союза, аминокислота, находящаяся в отечественном клевере, эскспарцете или доннике, имеет такую же формулу, что и в зарубежных растениях. То же самое можно сказать о глюкозе, фруктозе, мальтозе и других.

«А вот пыльцевые зерна по виду, размеру, цвету, форме все абсолютно разные, уникальны, как сетчатка глаза у человека или отпечаток пальца. Методику ИК-Фурье никогда не зарегистрируют и не внесут дополнения в ГОСТ. А значит, это утопия, блеф и фальсификация регистрации бренда», — убежден Тастан.

Диаметрально противоположную точку зрения отстаивает заведующий лабораторией биоинженерии АлтГУ Максим Куцев, который принимал участие в многочисленных исследованиях меда методом ИК-Фурье. Сотрудник классического университета убежден, что легче фальсифицировать мед по пыльцевому анализу. Как отметил кандидат биологических наук, синтетический мед так и подгоняют под существующие стандарты, а именно покупают пыльцу и разводят ее в синтетическом меде, доводя до нужного количества диастазное число.

«Метод ИК-Фурье официально используется в криминалистике, на его основе выносятся обвинительные приговоры. И к этому методу нареканий нет – он отражает не только качественные, но и количественное соотношение. Таким образом, фальсифицировать мед очень сложно. Ведь мед – это не только аминокислоты, микроэлементы, но и уникальное соотношение сахаров, ферментов, которые сложно искусственно воспроизвести. В Роспатенте уже зарегистрирована база медов, и она будет пополняться. Точность анализа будет повышаться при расширении этой базы», — пояснил свою позицию Куцев.

А пока специалисты спорят, большинство медовых компаний торгует медом, качество которого не подвергается контролю. Такой мед, не отвечающий ГОСТам, попадает на полки магазинов. Следует учитывать, что мед существенно отличается от других продовольственных продуктов, и контроль его качества должен осуществляться с учетом этих особенностей. Сегодня российский потребитель из-за расплывчатых формулировок в законе о защите прав потребителей ничего не может сделать для защиты своих прав, если ему под видом натурального меда сбыли подделку.

Метод ИК-Фурье — это современный метод анализа в инфракрасной области. В ИК-спектроскопии инфракрасное излучение происходит  через образец. Образец поглощает часть излучения, а часть пропускает. Полученный спектр поглощения или пропускания является уникальным для данного вещества. Две различные молекулы не могут дать одинаковый инфракрасный спектр, как не бывает двух одинаковых отпечатков пальцев.
поделиться
Связано с разделами
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
https://www.asu.ru/?v=sw0