Развитие межнациональных отношений в многоликой в национальном и культурном отношении России представляет собой динамичный и весьма противоречивый процесс, на который оказывает влияние множество факторов – исторических, культурных, религиозных, экономических, геополитических, правовых и др. На территории приграничных регионов Западной Сибири (в частности, Алтайском крае, Республике Алтай, Омской, Новосибирской областях) проживают представители более чем 156 народов и народностей, многие из них – выходцы из разных регионов России, стран СНГ. Этническая и конфессиональная разнородность населения приграничных регионов России делает особенно острой проблему распространения межнациональных и межконфессиональных конфликтов. На сегодняшний день большое значение имеет активизация деятельности институтов гражданского общества в сфере формирования позитивного межнационального и межкультурного диалога. В рамках практики разрешения межнациональных конфликтов медиация зарекомендовала себя как чрезвычайно гибкий и эффективный метод, превышающий возможности традиционной судебной системы. Однако, как достаточно новая и слабо освоенная технология, медиация не получила еще достаточного распространения среди практиков и специалистов.
В первой части освещаются проблемы, связанные с теоретическими и методологическими основами управления в сфере реализации государственной национальной политики, в том числе по урегулированию межнациональных и межконфессиональных конфликтов, гармонизации этноконфессиональных отношений, рассматриваются основные закономерности этнонациональных процессов на территории постсоветского пространства, процессы трансформации теорий и концепций в области этнонациональной политики в реальные практики и отношения.
Вторая часть посвящена теоретическим, методологическим и практическим вопросам формирования межэтнических и межконфессиональных конфликтов, особенностям кросс-культурного диалога и медиации кросс-культурных конфликтов; медиаторным практикам и интеграции медиации в кросс-культурные взаимодействия.
В третьем пособии акцент сделан на межличностных и межгрупповых коммуникациях в межнациональных/межэтнических взаимодействиях и психосоциальных технологиях, которые могут быть использованы для предотвращения и урегулирования конфликтов. Рассматриваются особенности формирования образа «другого», факторы, определяющие этническую толерантность; особенности кросс-культурного диалога, предмет, роль и технологии медиации как альтернативы судебным разбирательствам.
Вот как прокомментировала факт выхода в свет пособий руководитель и научный редактор проекта – профессор, проректор по научному и инновационному развитию Светлана Максимова:
Разработка данных учебных материалов в рамках реализации образовательных программ по медиации межнациональных и межконфессиональных конфликтов – это уникальный опыт сотрудничества, очень важный как для ученых нашего университета, так и для Алтайского края в целом, задающий новые горизонты взаимодействия академического сообщества, институтов гражданского общества и органов власти, межрегионального сотрудничество. Примечательно, что Алтайский край, Алтайский государственный университет играют в этих процессах роль лидера, организатора, генератора идей и проектов, которые получают поддержку и одобрение на самом высоком уровне».
Учебно-методические материалы предназначены для более глубокого и полного освоения одноименных образовательных программ, в которых ученые АлтГУ принимают активное и непосредственное участие в качестве лекторов и тренеров. Кроме слушателей курсов повышения квалификации материалы могут быть полезны руководителям, сотрудникам и волонтерам национально-культурных организаций, общественных объединений, реализующих проекты в сфере национальных и межнациональных отношений, всех заинтересованных в укреплении единства российского народа, сохранении и развитии этнических культур, языков народов России.