На пленарном заседании V Международного образовательного форума «Алтай – Азия – 2022» 9 ведущих экспертов в сфере высшего образования выступили с докладами по самым актуальным темам: от трендов в интернационализации высшей школы до экспорта образовательных услуг. Советник министра науки и высшего образования РФ Елена Тумакова рассказала, как высшее образование адаптируется к новым условиям.
Прежде всего, заметила Елена Тумакова, изменения произошли в международной образовательной деятельности. До 2022 года стабильно работали программы академической мобильности, двудипломного образования и обучения за рубежом. Но в свете новых геополитических реалий, часть из них аннулирована, ограничена или приостановлена. В связи с этим Минобрнауки РФ приняло следующие оперативные меры: перевод более 1 500 российских студентов из-за рубежа, выделение 23 000 квот для иностранных студентов, разработка совместных ОП с университетами ЛНР и ДНР, аудит международных договоров и программ. Именно сейчас, по мнению Елены Вадимовны, настало время в корне пересмотреть подходы не только к национальному высшему образованию, но и к образованию вообще. Эксперт подчеркнула:
— Мы уже видим отдельные примеры, как российским вузам можно эффективно сотрудничать с зарубежными университетами, создавать научно-образовательные коллаборации. Одна из них — совместная программа Псковского госуниверситета с Белорусским национально техническим университетом. Она получила грантовую поддержку во многом благодаря именно такому продуктивному сотрудничеству. Но есть такая проблема, как формализация двудипломных и других образовательных программ. Акцент, на мой взгляд, все же нужно делать на их содержательной, а не формальной стороне, четко понимать, зачем и для кого они разрабатываются. Это — еще одна возможность существенно повлиять на качество образования, денонсировав формальные договоры об образовании.
Среди перспектив развития евразийского образовательного пространства: ориентация университетов на СНГ, БРИКС и другие центральноазиатские союзы, а также усиление роли славянских университетов в программах развития международного образования. Другая, не менее важная задача — переход на отечественное научно-исследовательское оборудование и ПО.