Преподаваемые дисциплины
- Актуальные проблемы теории и практики современной психологии;
- Юридическая психология.
Образование
- Окончил физико-математический класс гимназии № 42 г. Барнаула (1990 г.);
- Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, факультет инженерной педагогики и информатики, квалификация «инженер-педагог» (1995 г.);
- Барнаульский государственный педагогический университет, специальность «Практическая психология образования» (1998 г.);
- Алтайская академия экономики и права, экономический факультет, направление подготовки «Менеджмент», программа «Управление персоналом». Тема магистерской диссертации: «Трудовая мотивация современного российского руководителя» (2014 г.);
- Защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата психологических наук по теме «Влияние профиля образования и этапа самоопределения на становление системы ценностей в юношеском возрасте» в 2002 году в Институте психологии им. Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета (г. Москва). Специальность 19.00.07 — Педагогическая психология (психологические науки).
- Защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора психологических наук по теме «Психология личностных ценностей» в 2014 году в Институте психологии им. Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета (г. Москва). Специальность 19.00.01 — Общая психология, психология личности, история психологии.
Повышение квалификации и переподготовка
- 1998 г. – Московский педагогический государственный университет им. В.И. Ленина, математический факультет, кафедра теории и методики обучения математике.
- 2006 г. – Санкт-Петербургский государственный университет, факультет психологии, кафедра общей психологии.
- 2008-2009 уч. год – Калифорнийский университет (г. Дейвис, США), факультет психологии, кафедра социальной психологии.
- 2012 г. – Университет прикладных наук (г. Франкфурт на Майне, Германия).
- 2016 г. – Алтайский государственный университет, программа «Особенности преподавания в вузе с использованием системы дистанционного обучения».
- 2018 г. – Алтайский государственный университет, программа «Культурно-историческая психология и социальные практики».
- 2018 г. – Алтайский государственный университет (совместно с Московской школой управления «Сколково»), программа «Управление изменениями в опорном университете: развитие профессиональных компетенций преподавателя».
- 2018 г. – Московская школа управления «Сколково», программа «Управление университетом: образовательная политика».
Диссертации, защищенные под руководством
- Сивцова А.В. Внутренние конфликты в системе ценностных ориентаций как психологические основания развития личности : дисс. … канд. психол. наук : спец.: 19.00.01 / А. В. Сивцова ; Барнаульский государственный педагогический университет. – Барнаул, 2007.
- Кузьмина А.С. Трансформация параметров самоотношения студентов на различных этапах обучения в вузе : дисс. … канд. психол. наук : спец.: 19.00.07 – педагогическая психология / А.С. Кузьмина ; Кемеровский государственный университет. – Кемерово, 2018.
Профессиональные интересы
- общая психология,
- психология личности,
- психология развития,
- культурно-исторический подход в психологии,
- экспериментальная психология,
- математические методы и модели в психологии.
Профессиональная деятельность
- Общий стаж работы – 25 лет.
- Стаж работы по специальности – 25 лет.
Этапы профессиональной деятельности
- 2019 г. – по настоящее время – профессор кафедры уголовного процесса и криминалистики;
- 2018 –2019 гг. – профессор кафедры педагогики высшей школы и информационных образовательных технологий;
- 2014–2018 гг. – заведующий кафедрой общей и прикладной психологии Алтайского государственного университета, профессор;
- 2014–2015 гг. – заведующий отделом науки и международных связей Алтайской академии экономики и права;
- 2007–2014 гг. – доцент кафедры психологии и педагогики (затем, после объединения кафедр социального и гуманитарного циклов, – департамента общественных наук и социальных технологий) Алтайской академии экономики и права;
- 2004–2008 гг. – доцент кафедры акмеологии и инновационной педагогики Алтайского государственного университета;
- 1998–2008 гг. – преподаватель (доцент – с 2003 года) кафедры психологии Барнаульского государственного педагогического университета;
- 1996–2011 гг. – преподаватель (доцент – с 2003 года) кафедры высшей математики и математического моделирования Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова;
- 1995–1997 гг. – преподаватель психологии кафедры инженерной педагогики Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова;
- 1993–2003 гг. – учитель математики, руководитель научно-исследовательской работы гимназии № 42 г. Барнаула.
Публикации
-
Шмойлова Н.А., Каширский Д.В.
Саморазвитие личности в юношеском возрасте: взгляд через призму культурно-исторического подхода // Психология личности: культурно-исторический подход. Материалы XX Международных чтений памяти Л.С. Выготского. Москва, 18 20 ноября 2019 г. / Под ред. Г.Г. Кравцова: В 2 т. Т. 2. М.: Левъ, 2019. 472 с. С. 465-470.
Психология личности: культурно-исторический подход. Материалы XX Международных чтений памяти Л.С. Выготского. Москва, 18 20 ноября 2019 г. / Под ред. Г.Г. Кравцова: В 2 т. Т. 2. М.: Левъ, 2019. 472 с. С. 465-470.
-
Каширский Д.В., Шмойлова Н.А.
Ценностное отношение к собственному здоровью и психологическое благополучие личности.
Психология личности: культурно-исторический подход / Материалы XX Международных чтений памяти Л.С. Выготского. Москва, 18 20 ноября 2019 г. / Под ред. Г.Г. Кравцова: В 2 т. Т. 2. М.: Левъ, 2019. 472 с. С. 373-380.
-
Каширский Д.В.
Культурно-исторический подход к обучению математике в школе.
Психология личности: культурно-исторический подход. Материалы XX Международных чтений памяти Л.С. Выготского. Москва, 18 20 ноября 2019 г. / Под ред. Г.Г. Кравцова: В 2 т. Т. 1. М.: Левъ, 2019. 548 с. С. 182-196.
-
Айвазова Д.Г., Горлова Е.Л., Каширский Д.В., Сабельникова Н.В.
Validation of the dyadic ajustment scale (Das) in Russian sample.
Psikhologicheskii Zhurnal Volume 41, Issue 1, 2020, Pages 112-131
-
Sabelnikova N., Kashirsky D., Garvard O.
Attachment and Images of Parents and of the Romantic Partner of Russian Young Men and Women.
Behavioral Sciences. 2020; 10(5):87.
-
Molotova V., Molotov A., Kashirsky D., Sabelnikova N.
Survey for Assessment of a Person’s Legal Consciousness: Development and Preliminary Validation.
Behavioral Sciences. 2020; 10(5):87.
-
Смирнова Я.К., Каширский Д.В.
The Effect of the Alert Signal in Changing the Operability and Productivity of the Activity.
Экспериментальная психология. 2020. Том 13. N 3. С. 194–208.
-
Каширский Д.В., Старосельцева О.В.
Ценности, самоидентификация и личностная мотивация обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений.
Психология и право. 2021. Том 11. N1. С. 121-134. https://doi.org/10.17759/psylaw.2021110110
-
Каширский Д.В.
B.A. SOSNOVSKY CELEBRATES HIS 80TH ANNIVERSARY.
Психологический журнал. 2021. Т.42. N3. С. 147-148.
-
Каширский Д.В., Старосельцева О.В.
Personal determination of criminal aggression (based on a study of persons accused of committing especially serious crimes).
Психология и право. 2021. Том 11. N1. С. 121-134.
Тематика научных исследований связана с разработкой ценностно-смыслового подхода к изучению психики и личности. Общее количество публикаций в российских и зарубежных изданиях (Германия, Англия, Чехия, Франция, США и др.) – более 200, в том числе 6 монографий и 15 учебных и учебно-методических пособий.
Основные публикации
- Конституционная психология как отрасль психологического знания и феномен культуры // Психология и право. – 2019. – Т. 9. – № 2.
- Психология формирования личности и коллектива в эпоху перемен : монография. – М., 2018.
- Хрестоматия по культурно-исторической психологии (учебное пособие). – Барнаул, 2018.
- Психология личности студента в России и Монголии: культурно-историческое своеобразие и социальные факторы формирования [Текст] : монография. – Барнаул, 2015.
- Психометрические свойства русскоязычной версии теста «Опыт близких отношений» // Психологический журнал. – 2015. – № 4.
- Психология личностных ценностей [Текст] : Монография. – Барнаул, 2014.
- Anticipated Future of Latvia and Russia During a Global Economic Crisis: A Mixed Methods Perspective // PSIHOLOGIJA, 2014, Vol. 47(2).
- Peculiarities of Value Systems of Candidate Adoptive Parents. The Second World Congress on Resilience: From Person to Society. Timisoara (Romania). 2014.
- Субъективные ценности подростков с девиантным поведением [Текст] : монография. – Барнаул, 2013.
- Субъективные ценности подростков с делинквентным поведением // Психологические исследования. – 2013. – Том 6. – № 32.
- Ценности спасателей с различным уровнем эмоционального выгорания // Психологическая наука и образование. – 2013. – № 2.
- Ценности в структуре личности-сознания-деятельности // Психология сознания: истоки и перспективы изучения: материалы XIV Международных чтений памяти Л.С. Выготского (Москва, 12–16 ноября 2013 года) / под ред. В.Т. Кудрявцева : в 2 т.: т. 1. – М., 2013.
- Актуальные проблемы применения количественных методов в современной российской экспериментальной психологии // Экспериментальный метод в структуре психологического знания (Москва, 22–23 ноября 2012 года) / В.А. Барабанщиков (ред.). – М., 2012.
- Субъективные ценности современной молодежи [Текст] : монография. – Барнаул, 2012.
- Субъективные ценности современной молодежной культуры // Знак как психологическое средство: субъективная реальность культуры : XII Международные чтения памяти Л.С. Выготского (Москва, 14–17 ноября 2011 года) / В.Т. Кудрявцев (отв. ред.). – М., 2011.
- Мотивационно-потребностная сфера подростков с психологическими проблемами // Вопросы психологии. – 2002. – № 1.
Грантовая деятельность
- 2014, 2015 гг. – Международный проект Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) – МинОКР Монголии. Проект №14-23-03002/14 «Культурно-исторические особенности психологии личности современных студентов России и Монголии и социальные факторы их формирования».
- 2012, 2013 гг. – Грант Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ). Проект №12-16-22004 «Социально-психологические детерминанты формирования отношений надежной привязанности ребенка к родителям в условиях замещающей семьи (на примере Алтайского края)».
- 2012 г. – Грант Швейцарского национального научного фонда на участие в конференции – 10 th European Academy of Occupational Health Psychology Conference (Zurich, April 2012). ETH Zurich, Switzerland.
- 2012 г. – Грант Губернатора Алтайского края в сфере молодежной политики. Проект №13.289 «Воспитание семейных ценностей и ответственного родительства у молодежи группы риска».
- 2012 г. – Грант Губернатора Алтайского края в сфере молодежной политики. Проект №13.288 «Разработка информационного портала « Вместе в будущее » для воспитанников и выпускников интернатных учреждений Алтайского края».
Дополнительная информация
Региональный центр переподготовки и повышения квалификации преподавателей высших и средних специальных учебных заведений АлтГУ
http://www.asu.ru/structure/admin_edu/per_dpo/prof_addedu/persons/22/
Автор программы профессиональной переподготовки научно-педагогических работников высшей школы «Психология зрелости и профессионального саморазвития педагога». Принимает участие в реализации образовательных программ повышения квалификации для преподавателей вузов «Гуманитарные основы педагогической деятельности», «Проектирование образовательного процесса в высшей школе», а также для педагогических работников образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования «Гуманитарные основы педагогического процесса».