Круглый стол вузов и работодателей

1 июля 2010

29 июня 2010 года в Алтайской Торгово-промышленной палате по инициативе кафедры информатики АлтГУ и ее заведующего А.В. Максимова состоялся круглый стол на тему «Роль работодателей в разработке и реализации образовательных программ подготовки IT-кадров в учреждениях высшего профессионального образования Алтайского края».

Целью проведения мероприятия являлось определение актуальных вопросов в сфере подготовки ИТ-кадров, значимых для компаний, ИТ-служб предприятий бизнеса и государственного сектора, выработка согласованных рекомендаций для участников рынка труда ИТ-специалистов, привлечение внимания бизнеса, бюджетной сферы и власти к проблемам подготовки ИТ-кадров.

На круглом столе присутствовали представители таких крупных фирм, как «Галлэкс», «Интерра-Софт», крупные IT-работодатели: Сбербанк, Алтайское отделение Газпрома, «Сибирьтелеком», и др. фирмы и организации, имеющие крупные ИТ-службы. Были также руководство краевых управлений образования и по труду и занятости, СМИ. АлтГТУ, АГПА, ААЭП были представлены заведующими кафедрами, осуществляющими подготовку специалистов по программному и техническому обеспечению и специалистов в области информационной безопасности. АлтГУ представляли А.В. Максимов и зам. заведующего кафедрой информатики М.А. Рязанов.

Состоялся интересный и важный разговор о путях подготовки специалистов, разработке и реализации вузовских образовательных программ с участием работодателей.
Ведь согласно федеральному стандарту, на образовательной программе вуза ставится подпись работодателя. Но, если работодателей много, то кто должен быть «коллективным заказчиком»? Самый легкий путь – вуз определяет, какой должно быть содержание программы, и выборочно работает с 2-3 работодателями. Но правильный выбор – вузы договариваются с работодателями, каким должно быть представительство с их стороны.

Есть еще один потребитель образовательных услуг в виде выпускника (и его родителей), голос которого немаловажен: вуз должен учитывать его интересы, в первую очередь, перспективы нормального трудоустройства, удовлетворительных условий обучения, послевузовского образования. Работодатель не может не учитывать его интересы, чтобы обеспечить стабильную кадровую ситуацию, в том числе, зарплата, жилищные условия, возможности карьеры, социалка, микроклимат, интересная работа, возможность непрерывного обучения.
Работодатели обратили внимание на возможные проблемы на рынке ИТ-труда. Часто вузы готовят не того, кого остро не хватает; учат не тому, чему нужно учить; не так, как надо. Кроме того, имеются такие ИТ-области, в которых остро не хватает специалистов, и те, где имеется избыток ИТ-специалистов. Также у части выпускников недостаточно знаний в отдельных областях. И, наконец, вузы редко «сопровождают» своих выпускников на всех этапах их «жизненного цикла» (повышение квалификации, подготовка и переподготовка).

Представители вузов отметили слабое взаимодействие с работодателем из-за отсутствия интересов со стороны самих работодателей; сложности в планировании подготовки ИТ-специалистов из-за отсутствия информации о потребностях рынка труда; преждевременное трудоустройство студентов (2-4 курс) и, как следствие, ослабление подготовки выпускников, которые потенциально могли бы быть более сильными; качественно слабый набор из-за дефицита в школах квалифицированных преподавателей информатики; изношенная материальная база, проблемы в формировании актуального портфеля тем курсовых и дипломных работ.

Обсуждались и возможные предложения по улучшению ситуации: направление работодателями своих сотрудников на повышение квалификации, подготовку, переподготовку; предварительный отбор и целевая подготовка специалистов; проведение конкурсов, вручение стипендий талантливым ИT-студентам, моральное поощрение; поддержка талантливых ИT-педагогов, внесших существенный вклад в подготовку ИT-выпускников; проведение выставок разработок студентов, смотров выпускных квалификационных работ; заказ вузам тех или иных работ, которые могут выполнить студенты.

Решено вернуться к этому вопросу осенью в рамках краевого ИТ-форума.
Участники создали рабочую группу для подготовки проблемных вопросов в рамках деятельности АТТП.
 

поделиться

Институт математики и информационных технологий

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
https://www.asu.ru/?v=sw0