Председатель правления Российского исторического общества участвует в международном форуме «Центральная Азия. Большой Алтай»

22 сентября 2023 Аркадий Шабалин, редакция газеты «За науку»
Фото: Мария Дубовская

21 сентября в Алтайском госуниверситете открылся Международный научно-практический форум «Современный мир: устойчивость и безопасность в регионах Центральной Азии и Большого Алтая» («Центральная Азия. Большой Алтай»). Один из его экспертов, Руслан Гагкуев – председатель правления Российского исторического общества, исполнительный директор фонда «История Отечества», – ответил на вопросы редакции газеты «За науку».

– Руслан Григорьевич, сегодня уроки истории важны как никогда. А чему история учит?

– Главное, чему учит история, – любить свою Родину. А по-настоящему любить можно только то, что ты хорошо знаешь и понимаешь. История как раз таки позволяет лучше узнать и понять свою страну, понять корни тех событий, которые происходят в наши дни. Почувствовать ответственность перед теми поколениями, которые создали нашу страну, вложили усилия в благополучие Родины. И в этом отношении история – это просвещение граждан своей страны, воспитание любви к своему Отечеству. Сейчас Минпросвещения РФ прорабатывает вопрос по возвращению в школьный учебный план краеведения, то есть истории родного края. Это очень важная и нужная для нашего государства задача. Особенно сейчас.

– То есть историю нужно знать всем?

– Безусловно. С 2023 года в высшую школу внедряется концепция преподавания истории России для неисторических специальностей. И все, кто поступил на первый курс в этом году, пройдут курс по отечественной истории в увеличенном объеме – 144 академических часа. Тем самым они смогут освежить и углубить те знания, которые получили еще в школе на уроках истории. На самом деле, проблема эта очень серьезная. Совместное исследование Российского исторического общества и Минпросвещения РФ, насколько хорошо студенты знают историю своей страны, показало: две трети студентов, а это тысячи испытуемых, не дотягивают до удовлетворительного уровня. Это результат того, что история не является обязательным предметом для сдачи ЕГЭ, в связи с чем в старших классах ей не уделяется должного внимания. Больше уделяется тому же курсу обществознания, который нужен для поступления на многие гуманитарные специальности. И очень здорово, что Российское историческое общество запустило проект «РИО. Компас», где по разным периодам нашей истории экспертами высокого уровня отобраны различные мультимедийные ресурсы и созданы виртуальные экскурсии, которые в прямом смысле словам позволяет погрузиться в нашу историю.

– Зачем России сотрудничать с Азией и Африкой?

– Думаю, здесь все достаточно очевидно. Тот поворот на восток, который нашей страной уже совершен, ориентирован не только на страны Азии, но и на африканский континент, на Латинскую Америку. Это то сотрудничество, которое уже взаимовыгодно для нашей страны и зарубежных государств этих стран. Надеюсь, такой дипломатический курс поможет еще сильнее развиться как партнерам, так и России, поможет выстроить новый справедливый мир, где можно будет слышать голоса разных народов и разных государств без диктата со стороны некого центра.

– Как вы думаете, что напишут о России в учебнике отечественной истории лет так через сто?

– Знаете, о любом историческом периоде, особенно когда он насыщен событиями, писать непросто. Могу это сказать как один из авторов учебника по истории России XX века, где я писал параграфы, посвященные Революции и Гражданской войне. Думаю, что при рассказе о нашем времени нашим будущим коллегам, очевидно, будет непросто, хотя и очень интересно. Писать событиях, которые привели к таким большим сдвигам, которые привели фактически к возвращению нашей страны на международную арену – весьма ответственная задача. Кстати сказать, об отдельных моментах новейшей истории России историки уже пишут. Другое дело, что многие исторические процессы станут понятны лишь спустя время, то есть осознать их полностью можно лишь на временном отдалении. Поэтому я отчасти завидую историкам, которые в будущем смогут увидеть весь исторический процесс в единстве.

– Какая была бы Россия, если бы в Гражданской войне победили белые?

– Я бы назвал себя специалистом по истории Гражданской войны, хотя вы правы, начинал я с изучения белого движения. Ответить на этот вопрос точно не может, конечно, никто. Но можно с уверенностью сказать, что развитие страны пошло бы иначе, другим путем. Те планы, которые строили лидеры белого движения, основывались прежде всего на том, что будущая судьба новой России должна быть предопределена неким национальным учредительным органом – будь то Учредительное собрание или же Земский собор. Какая была бы выбрана форма правления, сказать, опять же, невозможно. Но она была бы построена, скорее всего, на традиционных для России ценностях. Что точно можно утверждать: сохранилась бы частная собственность.

По поручению президента России Владимира Путина Российское историческое общество совместно с Минобрнауки РФ и фондом «История Отечества» уже несколько лет проводит международные исторические школы. Образовательная программа каждой школы строится по нескольким тематическим направлениям, в рамках которых проводятся лекции, круглые столы, дискуссии. Также идет проектная работа. Экспертами школ выступают видные российские историки, археологи и филологи. Такие школы уже успешно прошли в Елабуге, Выборге, Туле, Архангельске, Санкт-Петербурге. 25 сентября открывается очередная историческая школа в Новосибирске, в ней примет участие и делегации Алтайского государственного университета. Школа объединит более 150 молодых ученых из разных государств.
поделиться

Управление информации и медиакоммуникаций

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
https://www.asu.ru/?v=sw0