Почему женщины становятся военными археологами

10 марта 2024 Ред. сайта по материалам ap22.ru

«Алтайская правда» опубликовала материал об уникальном специалисте-ученом, который работает в Алтайском государственном университете. Ольга Лихачёва  специалист по военной археологии, оружиевед, старший преподаватель кафедры археологии, этнографии и музеологии АлтГУ, кандидат исторических наук. Она знает всё о том, каким были древние воины на Алтае.

  • Ольга Лихачева - справа

О том, как появился такой необычный и неженский интерес, переросший в профессию, Ольгу спрашивают часто.

– Однозначного ответа у меня нет. Так сложилось, что рано меня стали интересовать военное дело и оружие. Может быть, это связано с тем, что много общалась со старшим братом, и сказалось его влияние, – говорит Ольга Сергеевна. – Мне было около 12 лет, когда решила: точно буду археологом. Стала углубленно изучать историю и готовиться к поступлению на исторический факультет. И когда в перечне тем будущего научного руководителя увидела оружие эпохи бронзы, пазл сложился полностью. Так сошлись два моих увлечения, две моих мечты.

В студенческие годы Ольга Лихачёва занималась проблематикой эпохи бронзы. Потом перешла к следующему периоду, и появилась кандидатская диссертация «Вооружение и военное дело населения Лесостепного Алтая в раннем железном веке VIII–I вв. до н. э.».

  • Археология. Раскопки

– Территориально это соотносится с современным расположением нашего региона. Горную область здесь не рассматриваю – это особый пласт, – продолжает ученый АлтГУ. – В последнее время добавились исследования так называемых «оленных камней» по грантовому проекту, которым руководит Алексей Тишкин. Это монументальные скульптуры из Центральной Азии, которые олицетворяют собой облик воина.

– Направления, которыми я занимаюсь – вооружение и военное дело племен Лесостепного Алтая в эпоху бронзы и в раннем железном веке. Это, прежде всего, вещевая тематика, классификация предметов с последующей реконструкцией, – рассказывает Ольга Лихачёва. – Графическая часть – воссоздание облика воина.

Для такой работы необходима обработка большого массива материалов. Рассматривают преимущественно закрытые комплексы, то есть погребения, содержащие предметы вооружения, элементы костюма. На основе этого специалист полностью воссоздает образ.

  • Археологический памятник Чобурак-I

По словам Ольги, первоначально должна возникнуть идея, какие период и археологическую культуру взять в работу. Важное значение при этом имеет наличие материалов по теме.

– Закрытые комплексы привлекают, потому что сохранились в непотревоженном состоянии до момента изучения археологами. Таких достаточно много, несмотря на распространенную точку зрения обывателей, что все уже или разграблено, или изучено, – уточняет она. – Большую роль играет погребальный обряд. Не во всех культурах мы наблюдаем много вещей в погребении. Работа напоминает изыскания следователя. Наверное, еще и поэтому мне все это так нравится. Сначала смотрю предметы вооружения – перечень того, что есть в конкретном захоронении.

Следующий этап – изучение планиграфии (плана археологического объекта). Так можно понять, как владелец носил предмет. Например, если кинжал лежит у правого бедра, то при жизни он, скорее всего, был закреплен на этом месте.

– Далее рассматриваем данные антропологии: какого возраста был погребенный, к какому расовому типу относился, был он монголоид или европеоид? – говорит Ольга. – После создаем эскиз – чисто художественная часть работы. При этом нужно выбрать выигрышную позу для героя. Это тоже должно быть обдуманно: нужно максимально показать все, что было в погребении. Допустим, если сюжет – какая-то битва, то меч можно «дать» в руку, а не просто изобразить в статике.

  • Археология. Захоронение

Дальше – окончательная подборка материалов, поиск недостающего. В одном предметном комплексе зачастую может не оказаться, например, конского снаряжения. Еще одна из проблем Лесостепного Алтая – отсутствие органики в погребениях: одежда в этих условиях не сохраняется.

– Ведем поиск аналогий с ближайших территорий. В первую очередь смотрим Горный Алтай и синхронные культуры. Там, как мы знаем, были курганы с мерзлотой, где неплохо сохранились одежды, предметы костюма, – продолжает собеседница. – Исходя из этого и собираем конечный образ, его художественное воплощение.

поделиться
https://www.asu.ru/?v=sw0