Все по любви: историк АлтГУ Сергей Усольцев рассказал, как появились современные семейные ценности

12 марта 2024 Управление информации и медиакоммуникаций
Текст: Юлия Михейлис, "Алтайская правда"
Фото: https://ru.freepik.com/author/prostooleh

Праздник 8 марта появился как гимн равноправия мужчин и женщин. Несмотря на это, семья и дети в обществе по-прежнему ассоциируются именно с представительницами прекрасной половины человечества. Как появились современные семейные ценности, и что происходит с демографией, «Алтайской правде» рассказал кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой всеобщей истории и международных отношений АлтГУ Сергей Усольцев.

Вспомним классиков

– Та семья, к которой мы так привыкли и которую называем традиционной – молодое явление. Еще сто лет назад она выглядела по-другому. Принципы, которые лежали в основе этого союза, были иные, – рассказывает Сергей Анатольевич. – Сегодня нам кажется, что выходить замуж или жениться по расчету – что-то аморальное. Хотя еще век назад это было нормой.

Вспомните русскую литературу XIX века. Мы видим много драматических ситуаций, связанных с тем, что люди вдруг начали хотеть жениться по любви. Только-только зарождается эта ценность. Появляется она в узкой прослойке дворянства, потом попадает в литературу. И там же сплошь и рядом браки заключают на каких-то других основаниях; есть невозможность того или иного союза из-за неравенства семей, сословий, и есть желание родителей, которое невозможно преодолеть. Вся эта драма возникает потому, что люди начинают хотеть быть вместе, исходя из личных желаний, симпатий.

Варианты нормы

– Союз в традиционном обществе выглядит совершенно по-другому. Я вас уверяю: мало кому сегодня понравилось бы жить в таких условиях. Эта семья – неравная, где женщина находится в подчиненном положении, она не свободна, у нее нет юридической самостоятельности, – продолжает историк. – Сначала она находится под опекой отца, потом он передает ее мужу. Часто именно он решает, за кого выдать свою дочь.

Я иногда студентам рассказываю историю про свою прабабушку, которая вышла замуж вполне традиционным образом. Ее украл будущий свекор для своего сына. И вот угадайте, как давно и где эта история произошла? Некоторые начинают перебирать варианты, что это Кавказ 200 лет назад.

На самом деле было это всего лишь век назад в ста километрах от Барнаула. Вот такая традиционная семья: девочка-сиротка живет у тети. В другой деревне есть парень, который затягивает с женитьбой. Его отец говорит, что едет искать сыну невесту. Отправляется в соседнюю деревню, находит эту сиротку, сговаривается с ней. В назначенное время ее крадут, потому что тетя была против.

Сегодня так, конечно, не принято. И историю можно положить в основу какой-нибудь кинокомедии. Но совсем недавно это было нормой. Брак заключался убегом, через кражу – где это нельзя было решить полюбовно. Опять-таки этот вопрос решался не людьми, которые вступают в брак, а их опекунами, родителями.

Традиционная семья – совсем не то, что мы себе представляем. Те семейные ценности, которые мы бережем, принадлежат эпохе модерна или даже постмодерна. И в основе – как минимум взаимное согласие брачующихся. А вообще-то мы ценим еще и любовную привязанность. Согласитесь, когда говорим про семью, представляем, что это некое логическое завершение романтических отношений, когда люди понимают, что им друг без друга нельзя и принимают решение быть вместе.

А если мы «копнем» вглубь истории, то увидим еще множество разных вариантов. Во-первых, что семья включала в себя не только двух родителей и их детей. Это часто были несколько поколений и ответвлений одного и того же рода. И все они жили вместе. Это патриархальная семья, которая долгое время была нормой. Естественно, у нее другие социальные и хозяйственные функции. Она – целый экономический организм, где иначе выстроен процесс воспитания.
Если еще посмотреть на разные варианты традиционных семей, то увидим и полигамию, которая тоже была и остается распространена. Обычно она знакома как полигиния – то есть многоженство. Есть еще и полиандрия – многомужество, более экзотический вариант, встречавшийся часто в древности.

Не для штампа

– Правила оформления брака тоже не что-то незыблемое. Они всегда менялись. Когда-то союз заключался при помощи какого-то установленного ритуала. Потом, в Средние века, церковь пытается оформить по-своему. До этого мы наблюдаем, как люди вступают в брак по древним обычаям – славянским, германским, римским и т.д. Некоторые оформляли письменно, другие просто публично объявляли об этом. В итоге складывается представление, что нужно венчаться в церкви.

Позже выясняется, что есть государство как сила, которая все контролирует и регулирует. И вопрос семейных отношений тоже не обходит стороной. Появляется брак гражданский, заключающийся по законодательству и регистрируемый органами власти. Где-то право регистрации передают церкви. Возникают альтернативные варианты.
Позже люди понимают, что жить счастливо в союзе можно и не ставя в известность государство. У этого есть правовые последствия. Например, проблемы с наследованием, опекунством. Возникает вопрос, как ребенка вывозить за границу или оформить собственность? Потому часто брак заключают именно ради этого, а не потому, что нужно поставить в паспорте печать или соблюсти ритуал. Многие готовы создать семью, не играя свадьбы, например. Это тоже некий жест, который ждет общество. Бабушки и дедушки, скорее всего, очень удивятся, если не получат приглашение на торжество. И, вероятно, ради них придется снять ресторан.

Равноправие в семье

– Говоря о моральных устоях, регулирующих брак, нужно понимать, что эта сфера общественной жизни очень консервативная и меняется медленно. Но тем не менее этот процесс идет. И то, что кажется нам вечным, незыблемым, рано или поздно трансформируется. Отношения между людьми и процесс создания семьи – тоже. Поэтому не стоит падать в обморок и хвататься за сердце, когда мы видим, что появляются какие-то новые социальные явления. Не обязательно изменения будут разрушительными или негативными. Когда-то было жутко представить себе, что девушка может первая предложить вступить в отношения. Помните знаменитое письмо Татьяны и тот скандал, который разразился вокруг? Целый роман получился.

А сегодня нормально, если женщина становится инициатором отношений. Так происходит потому, что все больше проявляется равноправие в семье и обществе в целом. Многие распределяют обязанности по дому, оба супруга работают или какой-то вклад вносят в хозяйство. В конце концов, оба обладают равным правом выйти из этой семьи.
Некоторые с напряжением наблюдают, как растет количество разводов. Это связано как раз с правом женщины разорвать брак. Потому что очень часто именно она раньше хотела бы, но не могла развестись. Так происходило потому, что у нее не было собственности, профессии, образования, самостоятельного источника дохода. На ней дети, которых нужно воспитывать. Куда она может пойти в таком положении? Мужчина в этом случае был в более выигрышном положении.

Сегодня очень часто девушка перед тем, как вступить в брак, хочет получить образование. Потом – устроиться на работу, получить специальность и иметь собственный доход. И современный поздний брак возникает после того, как оба партнера имеют какую-то экономическую, социальную базу для дальнейшей совместной жизни. Так время появления первого ребенка откладывается ближе к 30.

Отсюда возникает так называемый второй демографический переход – объективный процесс. Он связан не с Россией или Западом. Это тенденция, наблюдаемая у всех. Просто сначала это стало заметно в Европе, потом начали подтягиваться страны, для которых это вроде бы не свойственно. Китай, например. Он уже вступил в эту фазу, и там такая же логика. И известная в прошлом программа «Одна семья – один ребенок» теперь не актуальна. В Иране – то же самое. И все это – независимо от религии, культуры.

Имеет значение, насколько в стране развивается образование, есть ли возможность планирования семьи. Скорее всего, среднее количество детей в союзе будет около двух. Конечно, у этого процесса будут негативные экономические последствия. Но есть и хорошая новость: планете не грозит перенаселение. Это то, о чем недавно все так сильно беспокоились. И ситуация эта не из-за войн или эпидемий, а просто потому, что люди будут рожать чуть меньше.

Цитата

«То, что кажется нам вечным, незыблемым, рано или поздно трансформируется. Отношения между людьми и процесс создания семьи – тоже. Поэтому не стоит падать в обморок и хвататься за сердце, когда мы видим, что появляются какие-то новые социальные явления».

Юлия МИХЕЙЛИС 

поделиться
https://www.asu.ru/?v=sw0