«Алтайская правда» опубликовала материал об уникальном специалисте-ученом, который работает в Алтайском государственном университете. Ольга Лихачёва – специалист по военной археологии, оружиевед, старший преподаватель кафедры археологии, этнографии и музеологии АлтГУ, кандидат исторических наук. Она знает всё о том, каким были древние воины на Алтае.
О том, как появился такой необычный и неженский интерес, переросший в профессию, Ольгу спрашивают часто.
– Однозначного ответа у меня нет. Так сложилось, что рано меня стали интересовать военное дело и оружие. Может быть, это связано с тем, что много общалась со старшим братом, и сказалось его влияние, – говорит Ольга Сергеевна. – Мне было около 12 лет, когда решила: точно буду археологом. Стала углубленно изучать историю и готовиться к поступлению на исторический факультет. И когда в перечне тем будущего научного руководителя увидела оружие эпохи бронзы, пазл сложился полностью. Так сошлись два моих увлечения, две моих мечты.
В студенческие годы Ольга Лихачёва занималась проблематикой эпохи бронзы. Потом перешла к следующему периоду, и появилась кандидатская диссертация «Вооружение и военное дело населения Лесостепного Алтая в раннем железном веке VIII–I вв. до н. э.».
– Территориально это соотносится с современным расположением нашего региона. Горную область здесь не рассматриваю – это особый пласт, – продолжает ученый АлтГУ. – В последнее время добавились исследования так называемых «оленных камней» по грантовому проекту, которым руководит Алексей Тишкин. Это монументальные скульптуры из Центральной Азии, которые олицетворяют собой облик воина.
– Направления, которыми я занимаюсь – вооружение и военное дело племен Лесостепного Алтая в эпоху бронзы и в раннем железном веке. Это, прежде всего, вещевая тематика, классификация предметов с последующей реконструкцией, – рассказывает Ольга Лихачёва. – Графическая часть – воссоздание облика воина.
Для такой работы необходима обработка большого массива материалов. Рассматривают преимущественно закрытые комплексы, то есть погребения, содержащие предметы вооружения, элементы костюма. На основе этого специалист полностью воссоздает образ.
По словам Ольги, первоначально должна возникнуть идея, какие период и археологическую культуру взять в работу. Важное значение при этом имеет наличие материалов по теме.
Следующий этап – изучение планиграфии (плана археологического объекта). Так можно понять, как владелец носил предмет. Например, если кинжал лежит у правого бедра, то при жизни он, скорее всего, был закреплен на этом месте.– Закрытые комплексы привлекают, потому что сохранились в непотревоженном состоянии до момента изучения археологами. Таких достаточно много, несмотря на распространенную точку зрения обывателей, что все уже или разграблено, или изучено, – уточняет она. – Большую роль играет погребальный обряд. Не во всех культурах мы наблюдаем много вещей в погребении. Работа напоминает изыскания следователя. Наверное, еще и поэтому мне все это так нравится. Сначала смотрю предметы вооружения – перечень того, что есть в конкретном захоронении.
– Далее рассматриваем данные антропологии: какого возраста был погребенный, к какому расовому типу относился, был он монголоид или европеоид? – говорит Ольга. – После создаем эскиз – чисто художественная часть работы. При этом нужно выбрать выигрышную позу для героя. Это тоже должно быть обдуманно: нужно максимально показать все, что было в погребении. Допустим, если сюжет – какая-то битва, то меч можно «дать» в руку, а не просто изобразить в статике.
Дальше – окончательная подборка материалов, поиск недостающего. В одном предметном комплексе зачастую может не оказаться, например, конского снаряжения. Еще одна из проблем Лесостепного Алтая – отсутствие органики в погребениях: одежда в этих условиях не сохраняется.
– Ведем поиск аналогий с ближайших территорий. В первую очередь смотрим Горный Алтай и синхронные культуры. Там, как мы знаем, были курганы с мерзлотой, где неплохо сохранились одежды, предметы костюма, – продолжает собеседница. – Исходя из этого и собираем конечный образ, его художественное воплощение.