Году литературы посвящается

30 января 2015 Куратор выставки проф. Т.М. Степанская

«Что за прелесть эти сказки!...»
А.С. Пушкин

В галерее «Универсум» факультета искусств Алтайского государственного университета экспонируются работы участников международного конкурса для школьников «Иллюстрируем стихи и сказки А.С. Пушкина)».

Выставка детских иллюстраций произведений А.С. Пушкина является завершающим этапом международного конкурса «Иллюстрируем стихи и сказки А.С. Пушкина», объявленного в августе 2014 года в рамках проекта «Образование на русском». Страны-участники: Казахстан, Киргизия, Израиль, Германия, Россия.

Цель конкурса — приобщение к духовному миру и творчеству великого русского поэта А.С. Пушкина, пробуждение интереса к чтению, к русскому языку, к книжной иллюстрации и к книге как произведению искусства, синтезирующему литературу, графику, дизайн, воплощающему высокие нравственные, эстетические и художественные идеалы.

Читая сказки  А.С. Пушкина, авторы иллюстраций приобщались к общечеловеческим ценностям, к богатству и красоте русского языка. Общаться с произведениями русского поэта такого величия, такой универсальности, как Пушкин, — значит глубже понимать источники вдохновенного творчества: язык народа, народные традиции, историческую народную память, фольклор, который живет и преобразуется в историческом общении народов.

Пушкин считал необходимым изучение старинных песен, сказок «для знания свойств русского языка». Поэт также утверждал, что разговорный язык простого народа «достоин глубочайших исследований». Поэт не соглашался с критиками, которые упрекали его в употреблении в поэзии слов из старинной славянской речи. Пушкин ссылался на русское народное творчество, например, на русскую народную сказку «Бова Королевич», в которой он прочел такие строки: «И вышел он за врата градские, и услышал конский топ и людскую молвь». Пушкин разъясняет: «топ» — это топот, «молвь» — это молва, речь, при этом добавляет, что «шипение змеи» может звучать как «змеиный шип».

Участники конкурса представили иллюстрации к литературной сказке А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», а также к таким произведениям русского поэта, как «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке».

В детских рисунках присутствуют все сказочно чудесные персонажи из посвящения к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»: леший, дуб зеленый, русалка, витязь, колдун, богатырь, бурый волк, Баба Яга, избушка на курьих ножках, кот ученый — герои русского фольклора, герои русских народных сказок. Техника исполнения иллюстраций самая разнообразная: акварель, гуашь, карандаш, пастель, фломастер. Наиболее популярные герои конкурсных рисунков — «кот ученый» и «дуб зеленый»:

«Там русский дух…там Русью пахнет!…», — восклицает поэт, однако народность искусства не тождественна национальному своеобразию, обращение к фольклору еще не делает искусство народным: народность несет в себе всемирно-историческое содержание, духовное творчество дарит это содержание всем народам мира, культуре человечества.

Таков Пушкин, воспитанный крепостной няней Ариной Родионовной на русских народных сказаниях. В одном из писем поэт признается: «…по вечерам слушаю сказки моей няни… что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма…». Для Пушкина пребывание в мире сказки очень органично. В посвящении к поэме «Руслан и Людмила» он сообщает читателю о своей причастности к сказочному Лукоморью:

…И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый,
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил…

Народная  природа поэтического искусства коренится в языке. Язык русского народа многозначен, гибок, богат. Его богатство можно изучать, читая предания, сказки, былины, песни, народные баллады, поговорки и пословицы. Россия — страна протяженных дорог, крестьянских полей, крестьянских деревень, в которых сохранялись образы языческой культуры, образы сказок — всё это ярко звучит в стихотворении А.С. Пушкина «Бесы»:

…Вижу: духи собралися
Средь белеющих равнин.
Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре…
Сколько их! Куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?

Природа для Пушкина – источник  поэтического вдохновения. Тревожила, радовала и волновала поэта природа русской деревни, русской зимы и особенно русской осени:

… Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
И с каждой осенью я расцветаю вновь…

Осенняя пора, осенний лес — один из редких среди конкурсных работ пейзажный мотив.

 Выставка детских иллюстраций к произведениям русского поэта А.С. Пушкина красочна, оптимистична, выразительна, познавательна, оригинальна и в то же время традиционна, так как детские рисунки несут отсвет работ выдающихся иллюстраторов произведений Пушкина: В.М. Васнецова, И.Я. Билибина, А.М. Куркина, Т. Мавриной, Б. Зворыкина и других. Изучение традиций художников-иллюстраторов сказок А.С. Пушкина — полезное, развивающее художественно-эстетическое мышление занятие.

В конкурсе приняли участие 133 школьника; на заседании жюри для выставки были отобраны 82 работы. По материалам экспозиции в галерее «Универсум» были проведены экскурсии для иностранных туристов, для студентов-иностранцев, обучающихся в АлтГУ; Народным мастером Алтая А.Н. Гуниной было проведено для студентов практическое занятие на тему «Русский изобразительный фольклор в декоративно-прикладном искусстве России»; куратор выставки и автор идеи конкурса, профессор Т.М. Степанская выступила с публичной лекцией из своего цикла «Свет искусства».

Выставка вызвала благодарные отзывы ее посетителей. Вот некоторые из них:

«Прекрасная выставка, прекрасная организация экспозиции, и, конечно, сами работы. Получил удовольствие и благодарен Тамаре Михайловне за ее благородное дело» (член Союза художников России С.А. Прохоров);

«Выставка произвела большое впечатление. Все работы очень красивые, яркие, окутывают своим волшебством. Особенно запомнилась работа Майер Анастасии. Спасибо, очень много положительных эмоций» (студентка М.А. Сидорова);

«Спасибо огромное организаторам выставки. Глаз радуется, смотря на детские работы. Хочется отдельно отметить неординарные композиционные решения в работах А. Шрамко  — «Во власти Беса» (колледж АлтГУ), С. Ерыгиной «Сказка о рыбаке и рыбке» (8 лет., г. Павлодар, Казахстан), Э. Резниковой «Сказка о царе Салтане (4 года, Израиль). Спасибо за приятные эмоции (студенты АлтГУ, группа 1302з)»;

«Замечательная выставка! Превосходное оформление. Очень красивые работы прислали талантливые дети! Спасибо за эстетическое удовольствие. Отмечу работы А. Наумовой — «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (студентка АлтГУ Д. Корякина);

«Просто счастлива оттого, что вижу детские работы по сказкам А.С. Пушкина. Выставка замечательная! Дети разных стран читают Пушкина это значит, что мы понимаем друг друга и живем в общем мире культуры! Спасибо Т.М. Степанской за идею» (руководитель управления качества и стратегии развития образования в АлтГУ О.Ф. Кунгурова).

В отзывах неоднократно отмечалась профессиональная организация экспозиции, отметим, что в этом заслуга авторов экспозиции магистров искусствоведения факультета искусств В.В. Степанского и Э.В. Степанской.

Победители конкурса награждаются дипломами и каталогами выставки, все авторы — сертификатами участников.

Оргкомитет благодарит всех руководителей студий, детских образовательных учреждений, а также родителей и воспитателей детских садов, откликнувшихся на приглашение к участию в международном конкурсе «Иллюстрируем стихи и сказки А.С. Пушкина».

поделиться
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
https://www.asu.ru/?v=sw0