− Ольга Александровна, что такое базовые цифровые компетенции?
− Это основные навыки работы с цифровыми технологиями: поиск и переработка информации, оформление электронных документов, работа с офисными программами и веб-приложениями. Сюда же можно включить безопасность и интеллектуальные права, а также умение выстроить командную работу в цифровой среде, найти удачный инструментарий для поддержки проектной деятельности и процесса обучения. Возьмем, к примеру, работу с электронными таблицами. Она полезна в разных профессиональных областях: бухгалтерии, документации. И задача нашего проекта — сориентировать работников не только в возможностях конкретной программы (такой как Excel), но и в общих принципах работы с приложениями этого типа. Цифровая среда сейчас очень подвижна, мы сталкиваемся с ситуациями, когда нужно уметь находить альтернативу и не зависеть от конкретного решения.
− Как идет работа над проектом?
− В нашу команду входят разноплановые специалисты. Благодаря этому мы можем планировать комплексную работу над построением системы мониторинга за уровнем цифровых компетенций и соответствующей подготовки сотрудников университета. У нас уже есть определенные заделы: результаты тестирования по цифровым навыкам, состоявшегося в 2021 году, и реализованные программы дополнительного профессионального образования, связанные с информационно-коммуникационными технологиями. Сейчас нам необходимо составить карты цифровых компетенций и диагностировать уровень их сформированности у работников вуза. На этой основе будет спроектировано модульное обучение. Мы предложим университету пакет обучающих модулей, который поможет разрешить конкретные затруднения сотрудника при работе с цифровыми инструментами. Это нелегкая задача, но работа над проектом носит интерактивный характер. Анализируя опыт и постоянную работу с качеством, мы надеемся получить хороший результат. Важная часть проекта — работа над интеллектуальной системой мониторинга, которая будет интегрирована в цифровую среду вуза. Для каждого сотрудника важна информация о том, что происходит в коллективе с новыми компетенциями, насколько мы готовы участвовать в процессах цифровой трансформации вуза. Это же поможет в принятии управленческих решений. Наш проект не ограничен текущим годом, предлагаемые решения имеют долгосрочные эффекты.
− Как вы думаете, готовы ли будут преподаватели сами стать учениками и учиться новому?
− Сложно говорить обо всех, но полагаю, большинство коллег постоянно находятся в процессе освоения нового. Изменчивость нашего мира, внедрение инноваций, междисциплинарный характер проектов вынуждают нас осваиваться в непривычных сферах и заниматься самообразованием. Многие готовы к новому опыту, связанному с цифрой. Это действительно полезно: можно повысить свою продуктивность и работать над современными проектами. Кроме того, уровень цифровых компетенций преподавателя заметен для студентов. Он сказывается на восприятии отдельных курсов, образовательных программ и на имидже университета в целом. От цифровых навыков зависит, можем ли мы предлагать качественное обучение в дистанционном, гибридном и смешанном форматах и можем ли качественно работать со студентами из других регионов и стран.
С интервью полностью можно ознакомиться по ссылке.