Ученые института гуманитарных наук Алтайского государственного университета впервые в истории отечественного музыкознания провели искусствоведческий анализ знаменитой оперы XIX века «Всемирный потоп» Гаэтано Доницетти. Этой работе посвящена развернутая статья во втором номере «Южно-Российского музыкального альманаха» за 2022 год.
К жанру «библейской оперы» выдающийся итальянский композитор стиля бельканто обратился в 1830 году. Именно тогда и был написан «Всемирный потоп», имевший огромный успех благодаря кропотливой работе над текстами и филигранной музыкальной составляющей.
Изучая архивные документы в фондах Российской государственной библиотеки, разработчик проекта, доцент кафедры искусств ИГН АлтГУ, кандидат искусствоведения Олеся Михайлова выяснила, что концепцию произведения Гаэтано Доницетти разрабатывал самостоятельно и очень тщательно. Составляя план либретто, он работал не только с библейскими текстами, но и с рядом других источников.
«Доницетти руководствовался двумя типами источников. Первый связан с богословскими работами, раскрывающими содержательную сторону библейской истории. Это работы богослова XVII века Луи-Исаака Лементра де Саси, известного во всем мире благодаря переводу Библии на французский язык, труды французского аббата XVIII столетия Огюстена Кальме, который, помимо перевода священных текстов и комментариев к ним в 26 томах, написал «Священную Историю Ветхого и Нового Завета и иудеев», ― рассказывает Олеся Михайлова. ― Второй тип источников связан с художественным осмыслением событий Великого потопа и, в частности, с личностными драмами отдельных героев, не получивших отражение в Библии. Здесь Доницетти упоминает имевшую в свое время огромный успех поэму Томаса Мура «Любовь ангелов», где центральной темой является любовь ангелов к земным женщинам, которая и послужила причиной Божественного Гнева и последующего наказания Потопом. Такая романтическая интерпретация библейской истории стала возможной из-за вызывающей споры 6-й главы Бытия, в которой рассказывается о браке сыновей Божьих и земных женщин, а также апокрифической «Книги Еноха». Однако Доницетти отказался от данной сюжетной линии в своей опере и включил в нее лирические драмы земных людей, что было связано, вероятно, с жестким осуждением церковной цензурой указанных литературных произведений».
По словам исследователей ИГН АлтГУ, наиболее близким по сюжету и выбору персонажей все же является указанная композитором трагедия «Потоп» (1788) оливетанского монаха-драматурга Франческо Рингьери, которому принадлежит множество драматических произведений на основе сюжетов Священного Писания. Именно на основе драмы Ф. Рингьери Г. Доницетти выстроил мифологическую сюжетную линию своей оперы, позаимствовав и имена некоторых героев. Кроме того, ряд исследователей говорят и о том, что композитор при составлении плана либретто оперы использовал знаменитую пьесу Джорджа Байрона «Небо и земля».
«Лирическая драма, введенная композитором в оперу, находится в полном соответствии с жанром светского театрального сочинения, требующего конфликтной сценической драматургии, развивающейся через различные ситуации. Данная фантазия на тему гибели человечества, соотнесенная с подлинной библейской историей, естественно дополняет содержание конфликтного ветхозаветного события, воплощающего тему кары за грехи человечества. Поэтому ведущая роль в либреттной драматургии оперы принадлежит, в соответствии с требованиями того времени, религиозной концепции», ― подытоживает Олеся Михайлова.
«Оперы, основанные на ветхозаветных темах, при всем обилии музыковедческих исследований, посвященных воплощению библейской тематики в музыке, остаются наименее изученными произведениями в искусствоведческом плане. Конечно же, это очень богатый для исследовательского анализа материал, в котором ярко проявились принципы взаимодействия различных типов драмы, усложненной религиозно-философской концепцией, ― подчеркивает научный руководитель проекта, директор ИГН АлтГУ, доктор искусствоведения, профессор Лариса Нехвядович. ― Особенность воссоздания библейской истории в опере начала XIX века заключается, прежде всего, в том, что здесь соединяются глобальные проблемы Священного Писания с традиционными качествами итальянской лирико-романтической оперы, что делает эти произведения не только многоплановыми, но и хорошо проработанными в плане общей драматургии и отдельных образов героев. Именно эта особенность, о которой и говорится в исследовании, на мой взгляд, способствует сохранению интереса к библейской опере XIX века и в наши дни».
Остается добавить, что исследовательская работа ученых ИГН АлтГУ выполнена при финансовой поддержке Российского научного фонда в рамках научного проекта No 22-28-00551 «Библейский историзм в западноевропейской и русской опере XIX века».