Игровая индустрия сейчас больше нуждается в поддержке, чем в регулировании, ― к такому выводу пришли участники круглого стола, одним из которых стал доктор юридических наук, директор юридического института АлтГУ, заведующий кафедрой теории и истории государства и права АлтГУ Антон Васильев.
Главными вопросами круглого стола «Правовой режим внутриигровой собственности и игровой валюты в правовой системе РФ» стали предмет и цель регулирования игрового имущества. Организатором встречи выступил федеральный Главный радиочастотный центр, который занимается анализом передовых коммуникационных технологий. Модерировал мероприятие замруководителя Роскомнадзора Владимир Логунов.
Эксперты пришли к выводу, что изменения в правовом регулировании игровой отрасли стоит проводить таким образом, чтобы не создавать дополнительные экономические или административные ограничения для разработчиков игр, но в тоже время любое государственное вмешательство должно гармонизировать отношения между игроком и платформой.
Директор юридического института АлтГУ Антон Васильев отметил, что отношения, которые возникают в компьютерных играх, не менее реальны, чем в живом мире. Однако пользователя чаще всего интересует возможный дисбаланс — доступ к играм за реальные деньги и его утрата, а не сбор информации об онлайн-активности. Он выразил мнение о том, что важно защитить права игроков, нельзя следовать по пути слепого невмешательства, поскольку существующая модель обеспечивает господство только одной стороны — игровой платформы:
«Текущий дисбаланс таков, что игрок в условиях монополии игровых платформ не имеет шансов на судебную защиту. Позиция признания внутриигрового имущества иным имуществом — она верна с точки зрения применения фикции. Это позволит защитить права обладателя, не говоря пока об изменении законодательства. Аккуратные преобразования должны обеспечить защиту пользователей в рамках неигровых отношений».
Вопрос о регулировании игровой индустрии остро встал из-за ряда случаев, когда родители не успевали уследить за действиями детей, играющих в компьютерные игры. Так, юный геймер из Ногинска потратил 320 тыс. руб. на микротранзакции в аниме-игре, а школьник из Набережных Челнов украл с банковского счета матери 120 тыс. руб. и потратил их на игры.
Напомним, что Антон Васильев является руководителем научного проекта Российского научного фонда «Индустрия компьютерных игр: в поисках правовой модели». По итогам реализации проекта планируется разработать модель правового регулирования индустрии компьютерных игр, включая такие элементы, как принципы, методы и способы правового регулирования компьютерных игр, выработка подходов к квалификации отношений в сфере индустрии компьютерных игр с точки зрения права интеллектуальной собственности, обоснование правового режима в отношении внутриигровых персонажей и внутриигрового имущества, формирование правовой модели налогообложения участников рынка компьютерных игр.
В рамках круглого стола было представлено исследование «Подходы к регулированию внутриигровой собственности и обороту игровой валюты в странах мира». Участники обсудили, как можно регулировать игровую индустрию в правовом аспекте и как это лучше делать. Правовой режим самих игр в России не определен, и на практике эти объекты защищаются с трудом, особенно в условиях, когда платформа принадлежит юрисдикции одной страны, игра — второй, а пользователи находятся в других странах. Эксперты на круглом столе подчеркнули, что в России на текущем этапе важна лишь поддержка отрасли со стороны государства.
Подводя итоги мероприятия, участники круглого стола приняли решение о возможном продолжении дискуссии и расширении списка спикеров, в том числе на уровне пользовательского сообщества, для дальнейшей детальной проработки вопроса с учетом интересов всех сторон.