Образовательные программы разработаны сотрудниками института гуманитарных наук для педагогов образовательных учреждений общего, среднего профессионального и высшего образования, государственных гражданских и муниципальных служащих, лидеров национально-культурных некоммерческих организаций, студентов профильных направлений в рамках сотрудничества с Ресурсным центром по развитию гражданских инициатив и содействию интеграции народов и культур в Алтайском крае и АКОО ПССОЗ «Позитивное развитие». Руководитель проекта — доктор социологических наук, профессор Светлана Максимова.
Партнерские отношения ИГН с этими организациями имеют длительную и плодотворную историю. На этот раз коллаборация осуществляется в рамках проекта, поддержанного Фондом президентских грантов и грантом губернатора Алтайского края «Инклюзивные технологии интеграции и адаптации мигрантов в образовательной среде».
Тема эта чрезвычайно актуальна для Алтайского края, принимающего более 11 тыс. несовершеннолетних иностранных граждан ежегодно (в предшествующие годы эта цифра достигала 13-14 тыс.). Многие из них остаются в России для получения образования, не имея хороших навыков владения русским языком, знаний о культуре и истории России, нормах поведения. Эти проблемы не только самого ребенка, но и его семьи, члены которой часто плохо говорят по-русски и слабо ориентируются в российских реалиях. Причем многие – являются уже гражданами России или получили вид на жительство, то есть это не просто какие-то «мигранты», это жители нашей страны», – прокомментировала событие д. с. н., профессор, заведующая кафедрой социальной и молодежной политики Светлана Максимова.
«В настоящее время формируется система кадрового и методического обеспечения социокультурной и языковой адаптации обучающихся с миграционным опытом, направленная на создание инклюзивной образовательной среды, учитывающей особые образовательные потребности таких детей и молодежи. Эта система крайне необходима, и на курсах мы увидели, что есть очень большой запрос на такие программы, в том числе – от педагогов, муниципальных служащих, которые в настоящее время занимаются этими вопросами из собственного энтузиазма и практически без какой-либо поддержки. В этом плане наши образовательные программы показали, что являются актуальными и востребованными среди специалистов, работающих в области образования и миграции».
Наставниками курсов выступили ученые и преподаватели института гуманитарных наук, кафедры социальной и молодежной политики (М.И. Черепанова, О. Л. Сытых, Д. А. Омельченко, Т. А. Мазайлова, К. А. Великжанина, Т. В. Чуканова, С. А. Сарыглар, Д. К. Щеглова) и клинической психологии (Ю. В. Трофимова). Приглашенный эксперт – к. с. н., начальник информационно-аналитического отдела ГИВЦ Минкультуры России – О. Е. Ноянзина.
Программа «Коммуникативные технологии и психосоциальные практики в работе с молодежью с разной миграционной историей» проходила с 20 по 22 марта 2023 года, программа «Инклюзивный подход в работе с детьми-мигрантами в образовательной среде» – с 29 по 31 марта. Академический объем каждой программы составил 72 часа, все слушатели получили подтверждающие документы об окончании обучения государственного образца.
Учебный план программ включал лекционные занятия об особенностях межличностных и межгрупповых коммуникаций в межнациональных/межэтнических взаимодействиях, правовых и организационных основах социально-культурной адаптации и интеграции детей-мигрантов в образовательной среде, основных тенденциях в миграционных процессах в приграничных регионах, основах инклюзивного образования, а также практикум в форме мастер-классов и тренингов по применению психосоциальных, коммуникативных, игровых технологий в работе с молодежью с разной миграционной историей.
Подробности о прошедших курсах можно узнать на сайте Ресурсного центра по развитию гражданских инициатив и содействию интеграции народов и культур в Алтайском крае, а также на странице проекта в социальной сети ВКонтакте.