Искусство представления научного результата и гранты для студентов и магистрантов. Состоялись очередные занятия в рамках методической школы «Шаг в науку»

26 ноября 2012

О том, как писать научные тезисы и статьи в научные журналы, рассказала Елена Васильевна Лукашевич, доктор филологических наук, зав. кафедрой теории и практики массовых коммуникаций АлтГУ.



Тезисы – это краткий, логически выстроенный текст, в котором отражены основные положения, идеи и результаты вашей научной работы. Определение, на первый взгляд, очень простое. Но Елена Васильевна отметила, что тезисы подчас писать намного труднее, чем развернутую статью или даже кандидатскую диссертацию. Почему? Потому что научная работа подразумевает под собой серьезный багаж знаний и большой опыт, который очень сложно изложить на двух страницах формата А4. Ведь любое упрощение ведет к искажению фактов! Упускается множество важных положений исследования, без которых смысл его не будет ясен. Поэтому учиться писать тезисы необходимо. В качестве примера Еленой Васильевной был проанализирован последний выпуск сборника «Труды молодых ученых Алтайского государственного университета», выпущенный издательством АлтГУ по итогам весенних Дней молодежной науки. Были указаны ошибки и недочеты авторов, а также подчеркнуты те моменты, на которые стоит обратить особое внимание при подготовке текста. Далее слушатели узнали об особенностях написания научной статьи: почему, например, столько внимания уделяется описанию актуальности исследуемой темы? Всё ради того, чтобы ученые, которые будут обращаться к вашей статье, могли понять, на каком этапе научной работы вы находитесь, что вы прочли для подготовки статьи и, в целом, стоит ли относиться серьезно к вам как к ученому, пусть и начинающему. Отдельная практическая часть была посвящена презентации результатов научной деятельности: подготовке к выступлению на конференции. Что учитывать, подготавливая слайд-презентацию? Чем ее «разбавить»? Как сделать так, чтобы слушатели обратили на вас внимание и заинтересовались вашей темой? Здесь важно всё: ваш голос, текст, жесты, уверенность в себе. По итогам семинара слушатели предложили сделать серию мероприятий на подобные темы, и мы, со своей стороны, готовы пойти на встречу: с 27 по 29 ноября пройдет блок мероприятий школы, посвященный информационному поиску и научной коммуникации.

Второй семинар 23 ноября был посвящен проблеме финансового обеспечения научных исследований.

Евгений Сергеевич Попов, кандидат географических наук, начальник информационно-методического отдела АлтГУ, сформулировал тему так: «Как просить деньги на научные исследования?». Именно просить, убедительно обосновав необходимость выделения средств для вашего научного исследования, поскольку в сегодняшних реалиях ресурсы для выполнения научной работы невозможно просто получить, не приложив для этого усилий. А деньги для проведения научных исследований есть, нужно просто знать источники поддержки молодых ученых и уметь правильно работать с фондами и иными организациями, предоставляющими гранты для студентов, аспирантов и молодых кандидатов наук. Слушатели узнали об основных источниках получения финансирования, их характеристиках и особенностях. Например, куда лучше обращаться «технарям», а куда – гуманитариям, где спонсируются фундаментальные исследования, а где – прикладные, и многое другое. Евгений Сергеевич отметил важнейший момент: для того чтобы начать свой путь в науке и иметь возможность проводить затратные исследования на деньги различных фондов, необходимо включиться в работу в качестве исполнителя того или иного научно-педагогического коллектива, работающего в университете. Иного пути у молодого исследователя, для того чтобы получить серьезный опыт научной работы, исследовательские навыки и, как следствие, определенный научный задел, просто нет. Без квалифицированного  научного руководителя, который сам ведет серьезные научные исследования и имеет опыт привлечения для этого финансовых средств от научных фондов, нельзя добиться значимых результатов. Очень важно участвовать в выполнении научных работ на кафедре иле же в рамках реализации межкафедральных междисциплинарных проектов. Слушатели узнали также о том, как правильно писать заявку на соискание гранта, какие существуют правила в этой работе и как избежать наиболее распространенных ошибок. Как важно уметь понятно объяснить экспертам, зачем вам нужны запрашиваемые у фонда деньги и какие результаты будут получены в рамках реализации проекта. Конечно, всё это – лишь малая толика из того, что слушатели узнали во время семинара. Рекомендуем вам посетить ближайшие семинары Школы, которых в этом семестре осталось совсем немного: следите за новостями!

Версия для печати
поделиться