Журналистика: власть или служанка?

16 сентября 2008

20 лет назад Алтайский государственный университет принял первых студентов для обучения по специальности "Журналистика".  В.Д.Мансурова, декан факультета журналистики, размышляет об истории и судьбах журналистики на страницах "Алтайской правды". www.ap.altairegion.ru/!new/6.html

...Бегущая строка, сопровождавшая передачи местного телеканала, несколько дней кряду адресовала аудитории сакраментальный текст: "Требуются на работу журналисты. Профессиональное образование не обязательно". Это объявление можно было бы отнести к нечаянной ошибке, заблуждению провинциальных "мастеров телеэкрана", если бы реальность не свидетельствовала о том же: журналистским промыслом сейчас занимаются все, кому "просто нравятся" микрофон, видеокамера или компьютер. Доступность технических средств получения и передачи информации породила заманчивую иллюзию простоты и понятности параметров журналистской профессии. Отсюда - словоблудие и чудовищная неграмотность новоиспеченных газетчиков, нарциссическое самовыражение теле- и радиоведущих, дорвавшихся до эфира. Эдакое балетное фуэте в кроссовках...

Трудно представить себе школу или больницу, где трудятся "любители" учить и врачевать, а в редакциях таковых - большинство. Хотя давно отбушевали дискуссии о том, какие журналисты нужны сегодня: быстроногие или умные. "Умные!" - заявили в один голос самые именитые работодатели - руководители крупнейших медиахолдингов и медиакорпораций страны. Столкнувшись с реалиями информационного производства, они убедились в том, что специалистов, способных из фактологического хлама генерировать добавочную информационную стоимость, без специального вузовского образования не получить.

Эту истину очень своевременно осознали в Алтайском крае, где двадцать с лишним лет назад была предпринята попытка организовать в стенах классического университета подготовку профессиональных журналистов. Сказки Шахерезады померкли бы, начни перечислять коллизии выживания, а потом и развития журналистского образования на Алтае. Его становление пришлось на драматичные девяностые годы, приснопамятные своим безденежьем и социальной неопределенностью. Но тем не менее поэтапно были созданы сначала кафедра журналистики на филологическом факультете, потом - отделение и, наконец, факультет журналистики.

Алтайский госуниверситет оказался среди очень немногих, появившихся в семидесятые годы вузов, где подготовка журналистов изначально выстраивалась в полном соответствии с образовательными стандартами: без скидок на провинциальные "авось" и "как-нибудь". Это быстро оценили в профессиональном журналистском сообществе. Выпускников приняли "на равных" с питомцами ведущих профессиональных школ, а университет занял ведущее место в рейтинге учебно- методического совета университетов страны по журналистскому образованию. Открыты все виды образовательной подготовки: дневная, вечерняя и заочная. В числе первых университетов России мы начали обучение журналистов по программе бакалавриата и магистратуры. Работает аспирантура по специальности "журналистика", есть свои кандидаты наук.

В нынешнем году из стен университета "ушел" в большую жизнь пятнадцатый выпуск студентов с дипломами журналиста. Теперь их около тысячи - с алтайской пропиской профессиональной подготовки! Cреди них - граждане Вьетнама, Китая, Армении, Казахстана, Кыргызстана. Наши выпускники работают в ведущих редакциях Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Красноярска, в русско-язычных газетах Нью-Йорка, Израиля, а алтайские газеты и телерадиокомпании "говорят и показывают" голосами и ликами журналистов в основном "местного производства".

Не без проблем и "хождений по мукам" создавались фонд учебной литературы, компьютерный класс и учебная телерадиостудия, формировались учебные подразделения и подбирались преподаватели и наставники. Мы все учились друг у друга: студенты и преподаватели, с пониманием относясь к "издержкам" учебного процесса. Скромная, если не сказать нищенская, зарплата устраивала не всех. Ушли многие, но и им студенты благодарны за искреннее желание научить и научиться. Однако есть те, кто беззаветно, многие годы предан университетской журналистике. Шестнадцать лет преподает в вузе выпускник МГУ, ныне главный редактор газеты "Вечерний Барнаул" Олег Купчинский, более десятка лет работают со студентами начальник отдела управления по печати и информации администрации края, ведущий специалист страны по газетному дизайну Любовь Ныркова, журналист-радийщик, генеральный директор ГТРК "Алтай" Олег Говорщенко. А издательский дом "Алтапресс" и вовсе создал прецедент, не повторенный больше никакой другой структурой страны, - открыл на св оей базе учебно-производственную кафедру "Современные медиатехнологии", возглавляет которую профессор нашего университета, генеральный директор Юрий Пургин...

Но юбилейная дата, даже скромная, не повод для фейерверков и слов умиления. Каждый день, как в кадровое агентство, звонят и приходят в деканат факультета журналистики работодатели с неизменной просьбой: нужны специалисты. Одним - просто с университетским образованием. Другим, и их становится все больше, требуются репортеры, телерепортеры, социопсихологи интерактива СМИ, интернет-журналисты, менеджеры СМИ, дизайнеры печатных СМИ, юристы СМИ, специалисты по рекламе... Речь идет уже не об утилитарных потребностях в кадрах, способных грамотно написать заметку и сочинить сюжет. Так, к примеру, образно подытожил эту надобность редактор газеты "Деловой Петербург" Роман Романюк: "Ситуация изменилась: если прежде мы продавали воду в пустыне, то теперь вынуждены продавать воду в бассейне. Нужны другие специалисты".

Невозможность вуза сиюминутно и широким жестом ответить на запрос медийной отрасли самой отраслью воспринимается однозначно: журфак отстает от требований времени. Только ленивый не высказался по поводу замшелости университетской подготовки журналистов. А посему медиаменеджеры пускаются во все тяжкие в поисках семинаров и тренингов, названия которых убедительно ласкают слух гарантией быстроты профессионализации требуемых кадров. Но вскоре обнаруживается все та же беда: из информационного потока "быстро обученными" многоразово клонируется одна и та же, всем известная информация. И никакого креатива, вода в бассейне имеет "вторую свежесть".

По большому счету, предъявлять требования к качеству подготовки журналистов в государственном вузе могут только два субъекта: государство, которое субсидирует образовательный процесс, и студенты, из своего или семейного бюджета оплачивающие обучение. Но именно коммерческие структуры являются основными потребителями кадров, достающихся им, по сути, даром. И именно они высказывают претензии к уровню их готовности к работе.

Подготовка хорошего журналиста - штучное производство, и стоит оно дорого. Даже если ректор университета станет денно и нощно думать только о том, чем и как оснастить аудитории для журналистов и где найти средства для достойной оплаты труда медиапедагогов, проблема кадров для медиаиндустрии края вряд ли решится эффективно и быстро. Чтобы соответствовать требованиям времени, факультет должен располагать несколькими специализированными аудиториями, моделирующими работу реальных медийных структур: компьютерными классами с полным оснащением программными средствами для создания всех видов медиапродукта, телерадиостудией с набором мобильных комплектов для съемки и монтажа.

Необходим ньюс-рум с полным набором технических средств, дающих возможность в режиме реального времени создавать информационный продукт для печатных, телевизионных и аудиовещательных структур. Многие редакции уже сегодня переходят к конвергентным формам работы, то есть требуют от сотрудников одновременного владения технологиями создания всех видов информации - от газетных заметок до видеосюжетов и гипертекстовых сообщений. При этом желательны глубокая аналитичность и интеллектуальный блеск оперативно сотворяемых шедевров!

Конвергенция медиа как глобальный тренд, выдвинутый современными информационными технологиями, предполагает такое же глобальное вложение средств в технологию подготовки специалистов. Пока же не государство с его весьма скромным финансированием лишь зарплат и стипендий (за счет госбюджета наш факультет имеет только несколько компьютеров), а одна-единственная бизнес-структура в лице издательского дома "Алтапресс" взяла на себя бремя подготовки кадров для медиаиндустрии региона. Около тысячи аудиторных часов более двухсот студентов проводят в стенах редакционно-издательского комплекса, участвуя во всех видах производственного и творческого процесса. Причем абсолютно бесплатно для университета.

Хотя за порогом "Алтапресса" нет-нет да возникают разговоры о приоритетах того или иного учебного заведения в подготовке кадров. Недавно появилась информация о том, что один из вузов Барнаула готов начать подготовку кино-видеорежиссеров и операторов. Очень актуальное решение, только и оно вызывает вопрос: а хватит ли одних только амбиций для решения острейшей кадровой проблемы медиаиндустрии края? Дело в том, что зачастую одни и те же преподаватели и практики-наставники преподают во всех вузах сразу, одинаково бедно оснащенных необходимым оборудованием. Назрела проблема создания единой мощной площадки для подготовки кадров необходимых информационных специальностей. Тем более что все редакции - от городской газеты "Вечерний Барнаул" до "Алтайской правды" и ГТРК "Алтай" - уже включились в эту работу. Никем не финансируемую, создающую дополнительную нагрузку журналистам и менеджерам этих структур.

Несмотря на все усилия, "черных дыр", год за годом без остатка поглощающих дипломированные кадры тех же журналистов, не становится меньше. Если к началу двухтысячного года в редакциях местных газет насчитывалось около 30 процентов журналистов с высшим образованием, то на сегодня их не более 20 процентов. В десятке редакций работают сотрудники, вообще не имеющие никакого высшего образования. Из года в год сокращается количество редакций, готовых принять на практику студентов- журналистов: некому их учить и негде поселить на 4 недели. Низкая заработная плата, отсутствие жилья, а за последние годы и ротация кадров после смены глав районов и городов приводят к "вымыванию" доли профессиональных журналистов. Хотя именно районные газеты являются сегодня самым востребованным проводником инициатив местной власти, а по насыщенности на единицу населения они "бьют" мировые рекорды.

Редакции газет "Змеиногорский вестник", ключевской "Степной маяк", шипуновской "Степная новь" и другие, неоднократно получавшие гранты и премии республиканского значения, - наглядное подтверждение старой истины о кадрах, которые "решают все". Их редакторы прошли переподготовку в Алтайском госуниверситете по программе второго высшего образования, а сотрудники выучились или завершают учебу в том же вузе. Настало время разработки и решения комплексной программы "Информационные (журналистские) кадры" в масштабах всего края - от лицейских классов, осваивающих программу медиаобразования, до многоуровневой подготовки и переподготовки кадров, востребованных развивающейся медиаотраслью. Без совместных инвестиций, на уровне власти и бизнеса, они появятся не скоро. Тем более что по решению Минвуза страны, год за годом в вузах идет сокращение бюджетных мест для гуманитарных специальностей.

Журналистика - не только самый эффективный поставщик социально значимой информации. Как выразился известный в стране журналист Павел Гутионтов, она - "самый человекообразуемый департамент власти".

В.МАНСУРОВА, декан факультета журналистики Алтайского государственного университета, профессор, доктор философских наук.

поделиться
Связано с разделами
https://www.asu.ru/?v=sw0