Создание центра дополнительного образования «ДНК», или «Дом научной коллаборации», на базе АлтГУ является решением комплексной задачи «самоопределение ребенка – профессиональная ориентация – обучение кадров для экономики».
«Целью создания центра развития современных компетенций детей является создание условий для повышения качества образования детей и молодежи в Алтайском крае путем реализации востребованных дополнительных образовательных программ и подготовки кадров для развития современных компетенций; использование сетевой формы взаимодействия с образовательными организациями региона при создании условий для непрерывного образования», – сообщила модератор проекта, начальник управления по рекрутингу абитуриентов Алтайского госуниверситета Елена Васильевна Терещенко.
«Дом научной коллаборации» («ДНК») будет создан как структурное подразделение университета. Его целевая аудитория – обучающиеся в возрасте от 9 до 18 лет. При этом специального отбора детей на обучение по программам «ДНК» не предполагается. Создатели центра ставят перед ним следующие задачи: развитие современных компетенций у обучающихся, студентов, сотрудников образовательных организаций, социальных партнеров посредством оказания им образовательных услуг с использованием современных методов и технологий развития современных компетенций; разработка и сопровождение перспективных методов, технологий и образовательных программ развития компетенций, в том числе при участии промышленных и бизнес-партнеров, что обеспечивает преемственность программ дополнительного образования и программ профессионального и высшего образования; развитие современных компетенций у широких слоев сотрудников организаций дополнительного образования, организаций профессионального и высшего образования посредством оказания им образовательных услуг с использованием современных методик и т.п.
В центре «ДНК» запланирована реализация нескольких проектов.
- «Детский университет» (5–9 классы), реализующий дополнительные общеразвивающие программы по следующим модулям: «Информатика биоразнообразия Алтая», «Соматическое клонирование растений», «Биофизический эксперимент», «Планета трех наук». Этот проект главной целью ставит знакомство школьников с современными компьютерными технологиями в биологии и экологии, с высокоэффективными биотехнологическими методами клонирования растений в условиях in vitro и формирование представлений о необходимости развития новых подходов к сохранению богатства окружающей среды.
- Проект «Малая академия» включает следующие образовательные модули: «Биоинженеринг», «Биофизический эксперимент», «Планета трех наук». Его основная цель – ознакомление школьников с тенденциями развития биофизики, медицинской техники, с современными методами генной инженерии на примере ознакомления с методами генетической трансформации и практической идентификации ГМО и их производных.
- Проект «Урок технологии» будет включать следующие модули: «Прикладная математика и программирование», «Анализ данных, методы машинного обучения и искусственного интеллекта», «Робототехника и основы сетевых технологий» и «Технология моды». Ключевая цель – углубление знаний и умений в области математики, программирования, робототехники, развитие комплексного, алгоритмического и системного мышления, развитие у ребят навыков выполнения проектов, развитие умения проводить исследования в коллективе.
- Проект «Урок биологии» будет реализован на базе школ-партнеров через сетевое взаимодействие с использованием вытягивающей модели обучения, педсценирования, кейсовой технологии и продуктовости, т.е. создания артефактов. Предполагаемые результаты: глубокое понимание тем на основе исследования, умение разрабатывать проект (продукт), активно участвовать в финальных дискуссиях, вырабатывать консенсус мнений.
Для деятельности Центра ДНК будут сформированы необходимые и возможные для использования инфраструктура (аудиторный фонд, лаборатории, музейные экспозиции, студии и т. п.) оборудование и средства обучения, имеющиеся в распоряжении вуза и образовательных организаций региона, участвующих в осуществлении сетевой формы взаимодействия.