«Археология – это образ жизни!»: профессор АлтГУ Алексей Тишкин дал большое интервью китайскому археологическому порталу

14 февраля 2024 Управление информации и медиакоммуникаций

В сентябре 2023 года доктору исторических наук, профессору института истории и международных отношений, заведующему кафедрой археологии, этнографии и музеологии Алексею Тишкину исполнилось 60 лет.  В традиционной китайской культуре 60-летие является важным узлом в жизни, началом новой эпохи. Интервью подготовил Му Цзиньшань, который под руководством профессора в конце прошлого года получил докторскую степень по археологии в АлтГУ. Также в процессе участвовал студент ИИМО Максим Бирюков. Профессор Чжан Лянжэнь отредактировал китайскую рукопись.

Предлагаем вам русскоязычную версию интервью. С оригиналом на китайском языке можно ознакомиться на портале «Мировая археология».

Мой первый вопрос: Что для вас археология? Вы долго занимаетесь этой наукой, недавно отметили свой 60-летний юбилей, и это очень важный момент.

Археология – это мой образ жизни: экспедиции, конференции, публикации, лекции, увлечения, общение и др. В этой жизни все подчинено моей научной деятельности. Я всегда работаю, даже если лечу в самолете или еду в экспедиционном автомобиле. Самое главное состоит в том, что археология даëт возможности для самореализации как в умственном и физическом плане, так и в нравственном. У меня довольно много научных достижений, их можно долго перечислять. Среди недавних изданий я могу отметить археологический том “Истории Алтая”. Именно в этом труде отражена культурно-хронологическая концепция, разработанная и частично представленная в моей докторской диссертации.

Когда вы были молоды, вы пробовали много разных профессий, например, были спортсменом, водителем и учителем в школе. Почему вы выбрали археологию своей профессией на всю жизнь?

Это не совсем правильно сформулированный вопрос. У меня не было таких профессий: ни спортсмена, ни водителя, ни других. После успешного окончания восьмилетней сельской школы, я поступил в Рубцовское педагогическое училище, через четыре года закончил его в 1982 году, получив диплом «Преподавателя начальных классов», и поступил в университет на исторический факультет. Спортом я с детства просто увлекался в силу своих возможностей и потребностей. А работал, вернее, подрабатывал, я водителем, грузчиком, дворником, учителем и даже пожарником, когда был студентом университета и когда учился в аспирантуре. После службы в армии (2 года) я вернулся в университет и продолжил обучение в университете. Тогда студентов не освобождали от воинских обязанностей. Почти сразу устроился работать пожарником, а потом дворником, так как мне были нужны деньги для того, чтобы жить и учиться. В нашей семье было трое детей, и мы все учились. Я был уже взрослым, и мне стыдно было брать у родителей деньги, хотя они, конечно, старались помогать, особенно продуктами из деревни. На самом деле я просто сам себя обеспечивал, хорошо учился, получал повышенную стипендию и подрабатывал в свободное от учебы время. После окончания университета я получил диплом по специальности «Историк. Преподаватель истории и обществоведения» и должен был три года отработать до поступления в аспирантуру, куда бы был большой конкурс. В то время появилась своя семья, и мне пришлось вкалывать по полной программе. Стипендия в аспирантуре была смешная, на нее нельзя было даже купить килограмм масла. Это были 1990-е годы, очень трудные времена перестройки от социализма к капитализму с нечеловеческим лицом. Поэтому приходилось много работать, причем одновременно в нескольких местах. Я работал в двух школах, в университете на хоздоговорных проектах, в музее, потом как раз водителем и грузчиком в коммерческой фирме. Я работал, чтобы жить и обеспечивать нормальное существование своей семье, в которой родилась дочь. Но параллельно я все время занимался подготовкой диссертации, как правило, вечером и ночью. Летом я обязательно ездил в экспедиции. А археологией я решил заниматься после второго курса в университете. Но основной моей работой после защиты первой диссертации стало преподавание в университете разных курсов, а археология стала главным научным увлечением.

В России археология является исторической наукой. Как вы думаете почему?

Потому что археология в России «выросла» в рамках исторической науки. Археологию в шутку называли «историей, вооруженной лопатой». Ее рассматривали как отдел или часть истории. Так сложилось не только в России, это общеевропейская система (там археологию рассматриваю как праисторию или протоисторию). Дело в том, что российская археология имеет в своих корнях европейское влияние, в частности, немецкое и французское. И в России изучали в основном немецкий и французский языки, так как именно на этих языках были написаны важные научные труды. Английский язык, который сейчас популярен, довольно примитивный, и он распространился в ходе агрессивной и масштабной капиталистической колонизации. Британская империя – это самая огромная империя за всю историю человечества, и она ведь никуда не делась (миром управляют англосаксы). Именно коммерциализация, способствовала распространению и совершенствованию английского языка в научной сфере. Но, например, палеоэтнологическая школа в российской археологии сформировалась под влиянием французской науки. Такой известный специалист, как Федор Кондратьевич Волков, учитель Сергея Ивановича Руденко (исследователя пазырыкской культуры), долгое время жил в Париже и был подвержен влиянию так называемой антропологической школы, а потом на этой основе создал свою более продуктивную концепцию. Немецкие ученые традиционно работали в России, еще со времен императрицы Екатерины II, которая их специально приглашала в страну. То, что археология историческая наука, это не совсем российское изобретение. Она сформировалось из общеевропейской науки. В Азии тогда ничего такого не было. Но вот дальнейшее развитие российской археологии, конечно, стало значительно прогрессивнее, чем в Европе, в Америке и в других странах Запада. Это можно проследить даже на тех законах, которые были приняты в России, особенно в области сохранения культурного наследия. В Европе все это произошло значительно позже. Представьте себе, в 1859 году в России была учреждена Императорская Археологическая комиссия – важный орган, который финансировался и курировался непосредственно самим императором. Были вложены огромные деньги в развитие археологии. Нигде таких прецедентов на государственном уровне в то время я не знаю. Были частные инициативы в Европе, но в Российской империи стала осуществляться государственная программа, которая реализовывалась потом и в Советском Союзе, когда вообще был осуществлен существенный прорыв, так как археологию вооружили не только лопатой, но еще и прогрессивной методологией, основанной на марксизме. И сейчас археология в России имеет большое значение. Не исключено, что она вообще станет самостоятельной наукой (сейчас она является только научной дисциплиной исторического профиля), так как охватывает огромный период: от каменного века до современности, то есть уже перекрывает даже письменную историю, проверяет ее и существенно дополняет. Поэтому область знаний теперь в России обозначается так: «Исторические науки и археология».

Полную версию интервью на русском языке читайте на сайте ИИМО АлтГУ.

поделиться

Об Алтайском государственном университете в средствах массовой информации

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
https://www.asu.ru/?v=sw0