Встреча с романсом

24 ноября 2010

Сергей Зыков и университетский оркестр
подарили барнаульцам встречу с романсом.


В ноябрьском календаре культурных событий столицы края одним из самых ярких моментов стал концерт «Возвращение романса», где в сопровождении барнаульского филармонического университетского русского оркестра пел солист из Санкт-Петербурга Сергей Зыков.

Широкий диапазон

Нельзя сказать, что любители высокого слога русского романса в Барнауле испытывают духовный голод: исполнители этого востребованного жанра – как барнаульские, так и гастролирующие – выступают в наших концертных залах довольно часто. И, как правило, успешно. Но даже на этом фоне питерский гость сумел подарить зрителям настоящий праздник. Романсы в исполнении Сергея Зыкова звучали как-то особенно трогательно и искренне. Ни в голосе певца, ни в манере исполнения не чувствовалось ни напыщенности, ни той театральности, которая порой оставляет осадок легкого раздражения у зрителей, даже когда звучит богатый от природы и при этом хорошо поставленный голос. А здесь и голос в наличии, и манера отработанная, и поет, словно сам только что пережил сладостное чувство влюбленности: «Счастье и радость разлиты кругом…», «Только раз судьбою рвется нить…» И зритель при этом вспоминает и заново переживает подобные мгновения, случившиеся некогда в его жизни…

Справедливости ради надо сказать, что как таковых старинных романсов в выступлении питерского вокалиста было не столь уж много. Большей частью исполнял он произведения Андрея Петрова, песни которого хотя и вполне современные, но умеют покорить лиричностью и особой задушевностью свойственной классическому романсу. Зыков вместе с Петровым заставили барнаульских зрителей и прочувствовать озноб Александра Блока «Я пригвожден к трактирной стойке», и закружиться в круговороте «Петербургских тайн», и взлететь с «Мохнатым шмелем» под своды концертного зала филармонии.

Конечно, в одном концерте, даже состоящем из двух отделений, показать весь диапазон возможностей певцу не просто, но, похоже, Зыкову в Барнауле это удалось. Если есенинское «Письмо к матери», казалось, исполнялось самим сердцем, то уж удаль и ширь русских народных песен, которых Сергей тоже исполнил изрядно, потребовали всю мощь голоса. Впрочем, и здесь зрители не почувствовали никакой натуги. Песня от исполнителя к слушателям текла легко и свободно. И нам, зрителям, оттого было комфортно и уютно. А уж как веселилась душа слушателя, когда по залу «пробежал» «Чубчик кучерявый» из репертуара легендарного Петра Лещенко!

Отдельное спасибо питерскому гостю за «Колокольный звон» иеромонаха Романа. Пение проняло до слез даже самых далеких от религии людей, а голос Сергея оказался способен передать как тончайшие нотки души, так и звучание колоколов. И это было потрясающе. Теперь понятно, почему именно этот певец был удостоен первой премии на Международном фестивале православной духовной музыки «Невские купола». Кстати, Сергей - не первый посланник Северной столицы, который привозит в Барнаул песнопения иеромонаха Романа, и каждый раз для барнаульцев это становится откровением, зовущим к духовной чистоте.

Как истинный петербуржец Зыков представлял своего друга, барда Александра Лепехина, вернее, его песни. Этот молодой автор есенинского склада пока не слишком хорошо известен у нас на Алтае, но те, кто увлекается так называемой самодеятельной песней, с удовольствием исполняют его вещи, порой даже не зная, кому они принадлежат. А я, например, вдруг обнаружила, что подаренная нам Зыковым «Петербургская княжна», которую я слышала ранее и которая произвела на меня впечатление, вовсе не романс какого-нибудь там XIX столетия, а песня нашего современника Саши Лепехина.

К сожалению, проявить свои таланты оперного певца в нынешнем концерте Сергею Зыкову не привелось, но и то верно: не все сразу, есть надежда, что эти грани творчества раскроются в следующий приезд. Зато были весьма успешны импровизации.

Сюрприз для ветерана

«А сейчас у меня большая и ответственная миссия – я должен поздравить очень заслуженного человека – участника Великой Отечественной войны, кавалера семи боевых орденов, первого ректора Алтайского института культуры Николая Григорьевича Устенко, которому сегодня исполнилось 88 лет!» - эти слова из уст певца прозвучали с огромным уважением и неподдельным почтением. А потом он взял в руки гитару, пригласил на сцену друга своей юности, который приехал на концерт из Новосибирска, поинтересовался у баяниста из оркестра, знает ли тот мелодию, и моментально создал на сцене вокально-инструментальное трио «Петербург – Новосибирск - Барнаул». И этот стихийно созданный ансамбль с лихостью исполнил для Николая Григорьевича, присутствовавшего в зале, пару казачьих песен. Ветеран был растроган и подошел к сцене, чтобы пожать руку питерцу.

А что стоит реплика певца, когда перед исполнением есенинского исповедального письма матери в зале зазвучал чей-то не отключенный сотовый телефон?! Сергей не сделал обиженной мины и не впал в нравоучения, а как бы между прочим обронил с улыбкой: «Пожалуйста, отключите телефоны, звонки которых не в тональности произведения. Остальные можно оставить». И запел так же свободно. А нам в зале было неловко - за нас, за наше пусть и частичное, но все же отсутствие внутренней культуры.

Однако если не считать этого маленького нюанса, в целом единение певца с залом было просто исключительное. Зал часто взрывался не просто аплодисментами – овациями, певцу кричали «Браво!» и дарили цветы. На бис была исполнена «Песенка про трубачей» из кинофильма «О бедном гусаре замолвите слово», причем с удовольствием подпевали все.

Конечно, можно было бы на этом поставить точку, если бы не одно обстоятельство – в этом концерте равноправным партнером питерского гостя был оркестр – филармонический университетский. Для многих, даже искушенных в культурной жизни краевой столицы, он стал открытием.

«Надежды маленький оркестрик»

Впрочем, не такой уж и маленький, в нем 34 музыканта. Но все же – надежды, поскольку в нем играют наряду с профессионалами совсем еще неоперившиеся студенты Алтайского госуниверситета. Ежегодно выпускники вуза, а стало быть, и оркестра разлетаются по краю и за его пределы, пополняя именитые коллективы и принося им славу. Между тем, хоть добрая половина университетского оркестра еще не совсем маэстро, а только учатся, коллектив этот весьма профессиональный и с богатыми традициями.

На вопросы скептиков, нужен ли нам еще один оркестр русских инструментов, есть несколько резонных аргументов. Во-первых, нужен, поскольку в университете существует кафедра консерваторского типа, которая готовит кадры для всей матушки Сибири, и молодым музыкантам необходим свой коллектив. Во-вторых, хороших коллективов много не бывает. Пропущу еще массу доводов, но не удержусь от последнего – это очень самобытный оркестр. Что он в очередной раз и доказал, выступая вместе с таким признанным вокалистом, как Сергей Зыков. Несмотря на то, что было всего «полторы репетиции», как выразился дирижер оркестра Николай Корниенко, заслуженный деятель искусств, произошло абсолютное попадание. Солист и оркестр на сцене смотрелись, а главное – звучали! – так, словно только и делают, что постоянно работают вместе.

Конечно, дирижер это ставит в заслугу певцу: красивый тембр, широкий диапазон, великолепная музыкальная подготовка. «У Сергея логическое мышление, я хорошо предугадывал и чувствовал, как он ставит песню», - говорит Николай Александрович. Но и без объяснений понятно, что такого успеха прославленный баритон не имел бы, если бы на равных с ним не выступал оркестр. Наш университетский оказался достойным партнером.

Кстати, были в программе номера, когда оркестр играл без солиста. И имел огромный успех. И это не выглядело так, словно коллектив заполняет паузу между выступлениями вокалиста. Позже несколько зрителей признались, что даже не подозревали, насколько интересен этот оркестр, и что хотели бы побывать на его концертах еще.

Справка «ВБ»

Сергей Зыков – уроженец Кировской области. В 2002-2003 годах учился в школе при Академии молодых оперных певцов Мариинского театра. Солист оперной группы «Зазеркалье». Победитель конкурса «Весна романса» в Санкт-Петербурге и Международного фестиваля «Романсиада-2007» в Москве. Лауреат других конкурсов. Сольные концерты певца с успехом проходят в лучших концертных залах обеих столиц, других городов.

gazetavb.ru

Фоторепортаж Инны Кашкаревой:

поделиться
Июнь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
https://www.asu.ru/?v=sw0