Безымянные крылатые герои — почтовые голуби — внесли немалый вклад в Великую Победу. Профессор, доктор биологических наук АлтГУ Сергей Снигирев, много лет изучающий голубей, рассказал о том, как птицы служили красноармейцам и почему стали надежной альтернативой радиосвязи.
Почтовое голубеводство имеет древнюю историю. Существуют письменные источники возрастом более 5 тысяч лет, рассказывающие об использовании голубей в военном деле для передачи информации об исходе сражения и других стратегически важных данных. Уже тогда люди знали и пользовались удивительной способностью голубей возвращаться к родному гнездовью за сотни и даже тысячи километров. При этом крылатому почтальону не страшны преграды в виде бурных рек, горных хребтов и непроходимых лесов. Вплоть до изобретения телеграфа человечество не знало более оперативного способа передачи информации — рассказывает Сергей Снигирев:
— Чтобы понять значение почтового голубеводства достаточно представить, что в условиях бездорожья почтовая карета или ямская тройка были способны преодолеть не более 50-60 км в течение светового дня, после чего лошадям было необходимо предоставить отдых или произвести замену. Используя подменные запряжки лошадей можно преодолеть в течение суток до 100–150 верст. Хороший же почтовый голубь способен преодолеть эту дистанцию за несколько часов! Например, в 2019 году был официально зарегистрирован рекорд России — голубка председателя Копейского клуба спортивного голубеводства В. П. Пряхина и голубь голубевода Р. Ш. Фатхуллина преодолели за один световой день дистанцию в 1060 км.
— С научной точки зрения голубь действительно уникален. При возвращении домой почтовый голубь использует не только наземные ориентиры, но геомагнитные линии южного и северного полюса, учитывает положение солнца над линией горизонта.
Следует отметить, что голубей использовали не только в древности, но вплоть до середины прошлого века. В годы Великой Отечественной войны почтовых голубей применяли разведывательные отделы армии и партизанские отряды для оперативной передачи сообщений. В отличие от радиосвязи или телефонных линий, голубеграммы исключают радиоперехват или прослушивание и, соответственно, исключают утечку информации. Применялись мобильные голубиные станции, которые перемешались вместе с солдатами на новые участки фронта. Голубям давали несколько дней на то, чтобы осмотреться на местности, а затем разведчики брали их с собой на задания. Донесения (голубеграммы) составлялись на тонкой папиросной бумаге, вкладывались в портдепешник (легкую металлическую трубочку), который прикреплялся к кольцу на лапке птицы (в древности донесения вкладывались в полую часть гусиного пера, которое залепляли воском и нитями прикручивался к двум хвостовым перьям голубя).
В годы Великой Отечественной войны существовало такое понятие, как «военно-голубиная повинность». Обе воюющие стороны контролировали наличие «штатских» почтовых голубей. Все голуби как государственных почтово-голубиных станций, так и частных питомников, были поставлены на учет в военкомате и подлежали мобилизации по мере необходимости. Несмотря на сложнейшую ситуацию с продовольствием, в Советском союзе специальным приказом И. В. Сталина любители, содержащие почтовых голубей, обеспечивались зерновыми кормами.
За годы войны почтовыми голубями ВГС РККА было доставлено 150.000 голубеграмм. Данный вид связи был настолько эффективным, что немецко-фашистские войска были вынуждены принимать контрголубиные меры, используя специально подготовленных ястребов для перехвата голубей над линией фронта. В случае обнаружения почтового голубя, летящего из глубины обороны в сторону противника, открывался шквальный огонь из всех видов стрелкового оружия, и тот боец, который сбивал голубя, поощрялся наградой или внеочередным отпуском.
— Известен случай, когда раненный голубь, доставлявший важное сообщение, упал на нейтральной полосе. Это видели и наши, и немцы. Немецкая разведгруппа немедленно выдвинулась к нему под огнем наших подразделений, чтобы завладеть шифрограммой. Наши бойцы прикрывали крылатого почтальона огнем, не давя немцам к нему приблизиться. Голубь с перебитым крылом под шквальным огнем противника пешком достиг наших окопов и принес важное сообщение, — рассказал Сергей Снигирев.
В Англии увековечили память почтовых голубей. В Ливерпуле, есть бронзовый памятник голубке по имени Уинки. Она спасла от гибели экипаж подводной лодки в 1942 году. Английскую подводную лодку повредили фашистские самолеты, и она опустилась на дно. Гибель моряков казалась неминуемой, но на помощь им пришли голуби, которые входили в состав экипажа субмарины. К лапкам птиц прикрепили записки с указанием координат местонахождения лодки, поместили их в специальную капсулу, которую через торпедный аппарат выстрелили на поверхность моря. Один голубь погиб во время шторма, а голубка сумела долететь до военно-морской базы. В результате был спасе весь экипаж. За этот подвиг голубка Уинки была удостоена высшей военной награды Великобритании и увековечена в образе бронзовой птицы.
Технический прогресс вытеснил голубей из арсеналов средств связи. Но возникло спортивное направление, которое развивается и в Алтайском крае. По инициативе Сергей Снигирева два года назад был зарегистрирован Барнаульский клуб спортивного голубеводства, который является самым восточным клубом на территории России.
— Мы активно занимаемся разведением птиц, уже приступили к тренировкам. В прошлом году наши голуби успешно преодолели дистанцию 350 км, планируем со временем достичь города Омск, это 700 км, и далее Южный Урал — 1, 5 тыс. км. Мы активно сотрудничаем с голубеводами Южного Урала, дважды проводили соревнования, в которых Алтайский госуниверситет выступал организатором. Рассчитываем, что нам удастся привлечь больше людей в спортивное голубеводство. Мы планируем обратиться в Министерство спорта Алтайского края с предложением зарегистрировать спортивное голубеводство как направление спорта. Я полагаю, что изучение закономерности поведения спортивных голубей, механизмов их ориентации поможет в достижении высоких спортивных результатов голубеводами Алтая. С этой целью планируем привлекать студентов нашего университета к научной работе по уточнению механизмов ориентации спортивных голубей. Изучать этот вопросы они будут, опираясь на современные достижения биологии, а также анализ результатов полетов спортивных голубей с использованием современной навигационной аппаратуры и технических средств регистрации поведения птиц на маршруте.