Социологи АлтГУ измерили уровень доверия населения в шести регионах России

21 июня 2016 Д.А. Омельченко, кафедра психологии коммуникаций и психотехнологий

В современном мире происходит трансформация значения доверия как ценностной, мировоззренческой основы межличностных отношений, взаимодействия между социальными группами, функционирования государства. Роль доверия постоянно возрастает, и, как показывают мировые исследования, именно благодаря доверию развивается гражданское общество, экономика становится более эффективной, формируется положительное отношения к органам власти и институтам управления.

Оценке состояния, проблем и тенденций развития доверия как фактора становления социального капитала и гражданского общества был посвящен научно-исследовательский проект, реализованный сотрудниками факультета социологии совместно с краевой общественной организацией «Позитивное развитие» в шести различных регионах России (Алтайский край, Омская область, Забайкальский край, Кемеровская область, Оренбургская область, Еврейская автономная область) (научный руководитель – д.с.н., профессор С.Г. Максимова).

В апреле – июне 2016 года осуществлялся второй этап проекта, в ходе которого во всех регионах были проведены эмпирические социологические исследования, были получены предварительные результаты оценки межличностного и институционального доверия.

Согласно результатам опроса только 8% опрошенных обладали высоким уровнем межличностного доверия, у 33% респондентов был зафиксирован низкий уровень доверия к людям в целом. Таким образом, исследование показало, что жители российских регионов в большинстве случаев были склонны относиться к незнакомым людям с настороженностью, опасаясь стать жертвой обмана или мошенничества. В отличие от абстрактного, обобщенного межличностного доверия, уровень доверия к знакомым людям значительно выше: доля имеющих низкий уровень доверия составила 15%, доля имеющих высокий уровень доверия увеличилась более чем в четыре раза и составила 33%.

Среди неформальных социальных групп наибольшее доверие респонденты испытывали к близким и родственниками, на втором месте – друзья и близкие знакомые. В гораздо меньшей степени респонденты доверяли лицам, с которыми были связаны профессиональными интересами: только 8% опрошенных полностью доверяли своим коллегам, более трети (31%) выразили им недоверие. Более трети (35,5%) респондентов также отметили, что они не доверяют людям, рядом с которыми они проживают – своим соседям.

В результате оценки уровня доверия населения к деятельности общественных институтов самую высокую позицию рейтинга заняла Русская православная церковь (39% суммарных ответов «Полностью доверяю» и «Скорее доверяю»), на втором месте – благотворительные, общественные организации и общества защиты прав потребителей (28–32% суммарных положительных ответов). На уровне 12–18% положительных ответов были оценены правозащитные организации, органы территориального общественного самоуправления и другие формы жилищного самоуправления граждан, средства массовой информации и национально-культурные объединения. Замыкали рейтинг общественные институты, не заслуживающие, по мнению респондентов, никакого доверия. Прежде всего к таким структурам были отнесены политические партии (67% отрицательных и только 8% совокупных положительных ответов), этнические диаспоры (65% и 7% соответственно) и другие религиозные организации (60% и 9%).
Таким образом, у населения, с одной стороны отмечался высокий уровень доверия и потенциальная готовность к сотрудничеству с общественными организациями, с другой стороны, существовала четкая дискредитация возможности конфессионального разнообразия вне рамок главенствующего православия, подозрительной представлялась деятельность диаспор, а уровень доверия к политическим партиям свидетельствовал о глубоком кризисе российской институциональной политики.

Среди государственных и финансовых институтов наибольшее доверие население испытывает к армии (77% суммарных ответов «доверяю») и президенту РФ (75%). Практически на одном уровне (49–54% положительных ответов) были оценены суды, прокуратура и правительство, чуть меньше доверия вызывали у респондентов полиция (44%), лидер региональной администрации (43%), Пенсионный фонд (42%), Общественная палата РФ (41%), Государственная дума РФ (40%).

Пограничное значение между институтами с низким и средним уровнями доверия (эта граница была нами условно установлена на отметке в 30%) заняли государственные корпорации (30% положительных и 70% отрицательных ответов). В наименьшей степени население доверяло страховым компаниям (18%), банкам (29%) и бизнесу (22%).
Исследование показало высокую потребность населения в общественном участии в делах управления государством: 86,1% опрошенных согласились тем, что политика, проводимая властью, должна быть публичной, 76,9% – с тем, что любая реформа, оказывающая серьезное влияние на интересы граждан, должна быть контролируема общественными организациями, 72,1% – выразили уверенность, что гражданам выгодно объединяться в свободные ассоциации по интересам, 52,1% – согласны, что часть властных полномочий государства должна быть отдана общественным организациям. Таким образом, доверие к общественным и государственным институтам являлось не безусловной реакцией, а производной от степени открытости и прозрачности их деятельности, готовности к сотрудничеству и взаимопомощи.

Алтайская краевая общественная организация психолого-социального сопровождения и охраны здоровья «Позитивное развитие» реализует проект по Гранту Президента в области поддержки некоммерческих неправительственных организаций №Г-29-2/15 от 01.12.2015 г. «Доверие как социальный капитал развития гражданского общества: региональное измерение». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствие с Распоряжением Президента Российской Федерации от 17.01.2014 №11-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ.
Версия для печати
поделиться