Публикация директора НОЦ «Большой Алтай», профессора Юлии Лысенко об освоении русскими Сибири вышла на портале «Вестник Кавказа».
Присоединение Сибири к Московскому государству началось в конце XVI века с похода Ермака на Сибирское ханство.
Хотя природно-географические условия в Сибири препятствовали ее заселению, решение этой проблемы облегчалось тремя факторами, объясняет профессор Юлия Лысенко.
- Реки региона образуют удобную сеть водных путей. Правда, во время таяния снегов они становились почти непреодолимой преградой для путешественника, но это случалось лишь на короткое время.
- Низкая плотность местного населения - в середине XVII века его численность, по оценке ученых, составляла примерно 200 000 чел.
- Общие представления народов Сибири и русских о власти, государстве, которые сформировались в более ранние периоды на огромном пространстве евразийский степей. Еще в эпоху первых Тюркских каганатов – в VI –VIII веках, а затем и в позднее средневековье – период Монгольской империи и Золотой орды, народы Сибири и русские либо входили в состав этих государств, либо были их данниками и находились в экономической зависимости. И тем, и другим были хорошо знакомы принципы организации власти, административно-территориального устройства и управления, фискальной системы кочевых государств Евразии.
Московское государство, по сути, выступило наследником золотоордынской государственности, а вместе с ней и евразийской политической культуры.
И в Сибири московским царям не было необходимости создавать новую управленческую модель. Она здесь уже была сформирована предшествующими правителями и базировалась на двух принципах, перечисляет Юлия Лысенко.
К первому относится несвязность населения и территории, когда в качестве административно-фискального образования ясачные приписывались к сибирскому городу или острогу и при этом они могли менять территорию своего обитания, так как большинство из них вело кочевой образ жизни.
Ясак как форма дани (налогообложения) был хорошо известен и русским, и народам Сибири. Перед русским стояла задача не создания даннической системы, т.к. она уже существовала в дорусский период, а ее переориентация на Москву. И это удалось сделать достаточно просто – через ритуал. Символом богатства державы, согласно евразийской традиции, выступало количество подарков, которыми сюзерены наделяли новоподданных.
Это символизировало богатство и щедрость власти, подчиниться которой не считалось унижением. Это был особый ритуал, призванный сакрализовать принятие политического подданства. С самого начала русского присутствия в Сибири доставка ясака в русский город (острог) или приезд аборигенной элиты в Москву обязательно сопровождались раздачей даров: кафтанов, шуб, тканей, посуды и т.д. – всего, кроме оружия, и устройством пышного приема, заканчивавшегося приглашением на многолюдный и щедрый пир.
Ясак в пользу Московского государства взимался с коренного населения невыделанными соболиными шкурками или равноценными им мехами (лось, куница, лиса и т. д.). Соболиные шкурки выполняли функции денег. Окончательно к налогообложению в денежном эквиваленте в Сибири перешли только к середине XIX века.