Как русские освоили Сибирь и установили добрососедские отношения с коренным населением, рассказала профессор Юлия Лысенко

18 февраля 2024 Ред. сайта по материалам издания «Вестник Кавказа»
Фото: pexels.com

Публикация директора НОЦ «Большой Алтай», профессора Юлии Лысенко об освоении русскими Сибири вышла на портале «Вестник Кавказа».

Присоединение Сибири к Московскому государству началось в конце XVI века с похода Ермака на Сибирское ханство.

Хотя природно-географические условия в Сибири препятствовали ее заселению, решение этой проблемы облегчалось тремя факторами, объясняет профессор Юлия Лысенко.

  1. Реки региона образуют удобную сеть водных путей. Правда, во время таяния снегов они становились почти непреодолимой преградой для путешественника, но это случалось лишь на короткое время.
  2. Низкая плотность местного населения - в середине XVII века его численность, по оценке ученых, составляла примерно 200 000 чел.
  3. Общие представления народов Сибири и русских о власти, государстве, которые сформировались в более ранние периоды на огромном пространстве евразийский степей. Еще в эпоху первых Тюркских каганатов – в VI –VIII веках, а затем и в позднее средневековье – период Монгольской империи и Золотой орды, народы Сибири и русские либо входили в состав этих государств, либо были их данниками и находились в экономической зависимости. И тем, и другим были хорошо знакомы принципы организации власти, административно-территориального устройства и управления, фискальной системы кочевых государств Евразии.

Московское государство, по сути, выступило наследником золотоордынской государственности, а вместе с ней и евразийской политической культуры.

И в Сибири московским царям не было необходимости создавать новую управленческую модель. Она здесь уже была сформирована предшествующими правителями и базировалась на двух принципах, перечисляет Юлия Лысенко.

К первому относится несвязность населения и территории, когда в качестве административно-фискального образования ясачные приписывались к сибирскому городу или острогу и при этом они могли менять территорию своего обитания, так как большинство из них вело кочевой образ жизни.

Во-вторых, власти Русского государства не вмешивались во внутреннюю жизнь сибирских народов, а также сохраняли власть местной элиты при условии ее полного подчинения.

Ясак как форма дани (налогообложения) был хорошо известен и русским, и народам Сибири. Перед русским стояла задача не создания даннической системы, т.к. она уже существовала в дорусский период, а ее переориентация на Москву. И это удалось сделать достаточно просто – через ритуал. Символом богатства державы, согласно евразийской традиции, выступало количество подарков, которыми сюзерены наделяли новоподданных.

Это символизировало богатство и щедрость власти, подчиниться которой не считалось унижением. Это был особый ритуал, призванный сакрализовать принятие политического подданства. С самого начала русского присутствия в Сибири доставка ясака в русский город (острог) или приезд аборигенной элиты в Москву обязательно сопровождались раздачей даров: кафтанов, шуб, тканей, посуды и т.д. – всего, кроме оружия, и устройством пышного приема, заканчивавшегося приглашением на многолюдный и щедрый пир.

Ясак в пользу Московского государства взимался с коренного населения невыделанными соболиными шкурками или равноценными им мехами (лось, куница, лиса и т. д.). Соболиные шкурки выполняли функции денег. Окончательно к налогообложению в денежном эквиваленте в Сибири перешли только к середине XIX века.

поделиться
https://www.asu.ru/?v=sw0