Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса

Строения Учебные кабинеты Библиотеки/Спорт/Питание/Здоровье Информационные ресурсы Условия для инвалидов
Наименование объекта Адрес объекта Назначение объекта Площадь в м2 Документ, подтверждающий право собственности
1 Учебный корпус «Д» 656049, Российская Федерация, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Димитрова, 66 учебный корпус 9327,8

право оперативного управления 22 АГ № 099236 29/03/2012

право собственности 22 АБ № 510107 21/10/2008

2 Учебный корпус «С» 656049, Российская Федерация, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Социалистический, 68 учебный корпус 5239,9

право оперативного управления 22 АГ № 439016 06/11/2012

право собственности 22 АБ № 510111 21/10/2008

3 Учебный корпус «М» 656049, Российская Федерация, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Ленина, 61 учебный корпус 10255,2

право оперативного управления 22 АГ № 439004 02/11/2012

право собственности 22 АБ № 510130 21/10/2008

4 Учебный корпус «Л» 656049, Российская Федерация, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Ленина, 61 учебный корпус 7488,3

право оперативного управления 22 АГ № 446117 21/01/2013

право собственности 22 АВ № 774436 25/05/2011

5 Учебный корпус «К» 656049, Российская Федерация, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Красноармейский, 90 учебный корпус 6026,6

право оперативного управления 22 АГ № 439015 06/11/2012

право собственности 22 АБ № 510105 21/10/2008

6 Учебный корпус «С» 656049, Российская Федерация, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Социалистический, 68 учебный корпус 6138,4

право оперативного управления 22 АГ № 439006 02/11/2012

право собственности 22 АБ № 510109 01/12/2008

Филиал в г. Белокурихе
7 Здание учебного корпуса 659900, Российская Федерация, Алтайский край, г. Белокуриха, ул. Ак. Мясникова, 26 учебный корпус 1318,2 право оперативного управления 22 АГ № 434683 02/11/2012
Филиал в г. Бийске
 8 Здание учебного корпуса 8 659332,
Алтайский край,
город Бийск,
Социалистическая улица, д. 123, литер Б
общественно-бытовой корпус, назначение: нежилое 890,40

Договор аренды нежилых помещений, являющихся краевой собственностью № А17У0088 от 30.10.2017.

9 Здание учебного корпуса
   
 659332,
Алтайский край,
город Бийск,
Социалистическая улица, д. 123/1, пом. Н-4
нежилое помещение 81,5 Договор аренды нежилых помещений, являющихся краевой собственностью № А17У0093 от 07.11.2017.
10 Здание учебного корпуса   659332,
Алтайский край,
город Бийск,
Социалистическая улица, д. 23/1
нежилое помещение 946,9 Договор безвозмездного пользования (субссуды) № 39 от 25.02.2016
Филиал в г. Рубцовске
11 Здание учебного корпуса 658225, Российская Федерация,
Алтайский край, г. Рубцовск,
пр-кт Ленина, д. 200б

учебный корпус
3617,6 право оперативного управления от 06.11.2012 г.
№ 22 АГ 432879
12 Здание учебного корпуса 658225, Российская Федерация, Алтайский край, город Рубцовск, пр-кт Ленина, д. 243 учебный корпус 4722,7 право оперативного управления от 06.11.2012 г.
№ 22 АГ 432876

Оборудованные учебные кабинеты Объекты для проведения практических занятий
Наименование объекта Адрес Оборудованные учебные кабинеты
Количество Общая площадь, м2
Корпус «Д» ул. Димитрова, 66 42 1645,8
Корпус «С» пр. Социалистический, 68 49 2620,4
Корпус «Л» пр. Ленина, 61 38 1678,1
Корпус «К» пр. Красноармейский, 90 77 3147,2
Корпус «М»

пр. Ленина, 61

38 517,4
орпус «Кс» пр. Комсомольский, 100 33 1031,7
ИТОГО: 283 12148,34
Филиал в г. Белокурихе
здание учебного корпуса г. Белокуриха, ул. Ак. Мясникова 2 205,5
Филиал в г. Бийске
здание учебного корпуса 659332 Алтайский край, г. Бийск, Социалистическая улица, д. 123/1, пом. Н-4 1 10,3
здание учебного корпуса 659332 Алтайский край, г. Бийск, Социалистическая улица, д. 23/1 8 293,79
ИТОГО: 9 304,09
Филиал в г. Рубцовске
здание учебного корпуса 658225 Российская Федерация, Алтайский край, г. Рубцовск, пр-т Ленина, д. 200б 15 1140,8
здание учебного корпуса 658225 Российская Федерация, Алтайский край, г. Рубцовск, пр-т Ленина, д. 243 14 943,8

Наименование объекта Адрес Объекты для проведения практических занятий
Количество Общая площадь, м2

Корпус «Д»
ул. Димитрова, 66 17 477,3
Корпус «С» пр. Социалистический, 68 5 109,3
Корпус «Л» пр. Ленина, 61 12 665,3
Корпус «К» пр. Красноармейский, 90 8 182,5
Корпус «М»

пр. Ленина, 61

8 334,7
Корпус «Кс» пр. Комсомольский, 100 3 73,2
ИТОГО: 54 1860,7
Филиал в г. Белокурихе
Здание учебного корпуса г. Белокуриха, ул. Ак. Мясникова, 26 7 306,2
Филиал в г. Бийске
Здание учебного корпуса 659332 Алтайский край, г. Бийск, Социалистическая улица, д. 123/1, пом. Н-4 1 10,3
Здание учебного корпуса 659332 Алтайский край, г. Бийск, Социалистическая улица, д. 23/1 8 293,79
ИТОГО: 9 304,09
Филиал в г. Рубцовске
Здание учебного корпуса 658225 Алтайский край, г. Рубцовск, пр-т Ленина, д. 200б 11 720,3
Здание учебного корпуса 658225 Алтайский край, г. Рубцовск, пр-т Ленина, д. 243 4 244,5

Библиотеки Объекты спорта и средства воспитания Столовые и буфеты Медицинские пункты Студенческие поликлиники
Адрес Площадь, м2 Количество мест
656049  Алтайский край, г. Барнаул, пр. Ленина, 61 2085 252
Филиал в г. Белокурихе
659900 Алтайский край, г. Белокуриха, ул. Ак. Мясникова, 26 72,7 30
Филиал в г. Бийске
659332 Алтайский край, г. Бийск, Социалистическая улица, д. 123/1, пом. Н-4 63,7 20
Филиал в г. Рубцовске
658225, Российская Федерация, Алтайский край, г. Рубцовск, пр-т Ленина, д. 200б 329,2 45

Вид объекта спорта
(спортивного сооружения)
Адрес Площадь, м2
Спортивно-оздоровительный комплекс 656049 Алтайский край, г. Барнаул, пр. Красноармейский, 90а 3144,1
Лыжная база 656045 Алтайский край, г. Барнаул, ул. Ляпидевского, 6а 18 600
Спортивный зал 656049 Алтайский край, г. Барнаул, пр. Социалистический, 68 1 014
Филиал в г. Белокурихе
Спортивный зал 659900 Алтайский край, г. Белокуриха, ул. Ак. Мясникова, 26 103,5
Филиал в г. Бийске
Спортивный зал 659332 Алтайский край, г. Бийск, Социалистическая улица, д. 123, литер Б 551,6
Филиал в г. Рубцовске
Лыжная база 658225 Алтайский край, город Рубцовск, пр-т Ленина, д. 243 50,4
Тренажерный зал (зал ЛФК) 658225 Алтайский край, город Рубцовск, пр-т Ленина, д. 243 86,2
Тренажерный зал 658225 Алтайский край, город Рубцовск, пр-т Ленина, д. 243 205,6

Инфрастуктура студенческой жизни

Средства обучения и воспитания Адрес Вместимость
Центр студенческого творчества и досуга 656049, Российская Федерация, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Социалистический, 68а 284 м2
Актовый зал молодежных мероприятий 656045, Российская Федерация, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Социалистический, 68а 340м2; 504 посадочных места
Концертный зал 656049, Российская Федерация, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Димитрова, 66 550 посадочных мест
Спортивно-оздоровительный, обучающий лагерь «Озеро Красилово» на БУП «Красилово» Косихинский район, с. Озеро Красилово 40 койко-мест, беседки для мероприятий, спортивные площадки, сцена
Галерея «Универсум» 656049, Российская Федерация, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Димитрова, 66

Адрес Площадь, м2 Количество мест
г. Барнаул, пр. Социалистический, 68 (столовая) 735,9 150
г. Барнаул, ул. Димитрова, 66 (столовая) 402,5 110
г. Барнаул, пр. Ленина, 61 (столовая) 102,5 40
г. Барнаул, пр. Ленина, 61 (буфет) 60,0 20
г. Барнаул, пр. Красноармейский, 90 (столовая) 176,8 60
Филиал в г. Белокурихе
г. Белокуриха, ул. Ак. Мясникова, д. 25 100
Филиал в г. Бийске
659332 Алтайский край, г. Бийск, Социалистическая улица, д. 123, литер Б (столовая) 338,8 60
659332 Алтайский край, г. Бийск, Социалистическая улица, д. 23/1 (буфет) 17,98 10
Филиал в г. Рубцовске
658225 Алтайский край, г. Рубцовск, пр-т Ленина, д. 200б 116,3 30
658225 Алтайский край, г. Рубцовск, пр-т Ленина, д. 243 120,5 30

Адрес Площадь, м2 Количество мест
Филиал в г. Белокурихе
659900 Алтайский край, г. Белокуриха, ул. Советская, 15
Филиал в г. Бийске
659332 Алтайский край, г. Бийск, Социалистическая улица, д. 23/1 26,41 2
Филиал в г. Рубцовске
658225 Алтайский край, г. Рубцовск, пр-т Ленина, д. 200б 18,8 1

Адрес Площадь, м2 Количество мест
656049, Российская Федерация, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Крупской, 103 (Студенческий здравпункт)

Информационные системы и информационно-телекоммуникационные сети Электронные образовательные ресурсы

ГОУ ВО «Алтайский государственный университет»

Для работы студентов с IT-ресурсами университета доступно 15 компьютерных классах, расположенных в 5 корпусах университета; это около 300 рабочих мест, оснащенных современными компьютерами. Компьютерные классы работают шесть дней в неделю с 8:00 до 21:00, в среднем пропуская через себя более 10 тыс. пользователей за одну неделю. В 2015 году управлением информатизации укомплектовало треть классов мультимедийными досками и проекционным оборудованием.

В начале 2015 года сотрудники управления реализовали крупный амбициозный проект: запустили для нужд обучающихся первое в крае облачное хранилище для обслуживания более 15 тыс. пользователей. Данный проект получил высокую оценку у профессионалов отрасли и был широко освещен в СМИ. 

Благодаря оптимизации существующих мощностей с 1 сентября 2015 года персональное оперативное хранилище каждого студента было увеличено на 300 мегабайт. 

Для динамичного освоения пользователями решений управления информатизации в 2015 году подготовило и внедрило образовательный курс «Введение в корпоративные IT ресурсы». Слушатели курса – студенты первого года обучения. В рамках курса они знакомятся с различными нюансами использования корпоративных IT-ресурсов (подключение к WI-Fi сети, использование дистанционного образовательного портала, получение доступа к программам подписок Office 365, Dream Spark Premium, и т.д. ).

В целях динамичного управления пользователями управление информатизации продолжило в 2015 году политику «единого аккаунта». Сегодня студенты университета могут получить доступ к различным сетевым сервисам (интернат, образовательный портал, wi-fi сеть, локальная образовательная сеть и т.д.) используя единые логин и пароль.

Основные характеристики информационной системе и информационно-телекоммуникационной сети Алтайского государственного университета   

   

Количество компьютеров   

2 303 

Количество локальных вычислительных сетей учебных корпусов   

11 

Количество рабочих станций, включенных в локальную вычислительную сеть   

2 303 

Количество компьютерных классов   

15 

Скорость передачи данных в локальной вычислительной сети   

100/1000 Мбит/с, 10 Гбит/с 

Количество компьютерных классов с выходом в интернет   

15 

Количество оптико-волоконных линий связи   

Количество каналов выхода в интернет   

23 

Количество точек Wi-Fi   

137 

Пропускная способность подключения учебных корпусов к интернету  

200 Мбит/с 

Максимальная скорость передачи данных через интернет   

200 Мбит/с 

Вид подключения к интернету   

Кабельная оптико-волоконная линия связи 

Локальная корпоративная сеть 

  • Для облегчения доступа к ресурсам сети Интернет разработана и внедрена система «прозрачного» прокси. Данная система позволяет осуществлять «журналируемый» доступ к ресурсам сети без ввода корпоративного логина и пароля.
  • Осуществлен переход на цифровую телефонию с более 297 точек подключения.  
  • Внедрен локальный сайт видеохостинга (video.asu.ru), позволяющий публиковать видеоматериалы, учебные видеокурсы. На сайте представлено более 300 видеоматериалов. Это видеокурсы обучающих центров, защиты диссертационных советов и прочее. 
  • Внедрен новый, усовершенствованный спам-фильтр, корпоративная адресная книга стала доступна для всех почтовых доменов университета. Проводится работа по предоставлению единого почтового домена для всех сотрудников и преподавателей университета. 
  • Разработана и внедрена в эксплуатацию автоматизированная информационная система «Заявки на мероприятия», позволяющая подавать, принимать и отслеживать процессы, связанные с заявками на университетские мероприятия. За два месяца использования данной системы было принято и отработано более 250 заявок.

Беспроводная сеть 

  • Покрытие WI-FI сети 95% площади университета. 
  • Количество точек – 137, из них в общежитиях – 40. 
  • Для студентов и сотрудников, проживающих в общежитиях университета, внедрен упрощенный сервис авторизации в беспроводной сети общежитий через корпоративный сервер беспроводного доступа.
  • Внедрена международная беспроводная сеть «Eduroam». Студенты, преподаватели и сотрудники могут подключаться к беспроводной сети образовательного учреждения с учетными данными своего образовательного учреждения. Данная сеть доступна в 76 странах мира.

Канал связи 

  • В рамках переговоров с ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» достигнута договоренность о создании региональной точки подключения к федеральной образовательной компьютерной сети «RUNNet» в Барнауле с увеличением пропускной способности основного канала связи в четыре раза, с 50 до 200 Мбит/с, с возможным расширением.
  • Резервные каналы: «Дианет», «Ростелеком» (для общежитий).
  • Оптимизирована система работы резервного канала связи пропускной способностью до 100 Мбит/с.  
  • Произведена модернизация коммутационного оборудования в корпусах и узлах связи (установлено 12 новых высокоскоростных коммутаторов), что позволило произвести расширение цифровой телефонной сети и беспроводного сегмента корпоративной сети, а также увеличить пропускную способность между корпусами «М» и «Д» до 10 Гбит/с.
  • Пользователи беспроводной сети общежитий переведены на отдельный маршрутизатор связи, гарантирующий стабильный доступ к услугам внешней сети по отдельному каналу связи пропускной способностью 20 Мбит/с. 
  • В связи с ростом сетевого коммутационного оборудования разработана и внедрена система мониторинга работы сетевого оборудования (коммутаторов, точек доступа к беспроводной сети). На данный момент системой мониторинга опрашивается 194 устройства. 

Внедрение корпоративных информационных систем

Для эффективного и прозрачного назначения повышенных академических стипендий в Алтайском государственном университете по инициативе управлений информатизации и научно-организационной работы была разработана и внедрена информационно-рейтинговая система «Портфолио». Внедрение данной системы позволило автоматизировать часть процессов при отборе на назначение повышенных стипендий, уменьшить бумажную волокиту.

В начале 2015 года закончилось внедрение системы электронного документооборота «Дело», предназначенной для управления документооборотом и делопроизводством (СЭД «Дело» ежедневно пользуется 76 пользователей, за 2015 год в систему занесли 15 900 документов). 

В 2015 году проходило внедрение программы «Нагрузка вуза», входящей в комплекс программ Лаборатории ММИС, предназначенный для автоматизации управления учебным процессом. Программа была установлена на каждую кафедру, организован доступ и индивидуальное обучение для всех желающих. В 2016 году планируется полностью перейти на формирование поручений из программы «Нагрузка вуза». 

Был организован доступ для заполнения РПД с домашних компьютеров для всех желающих преподавателей. На данный момент база данных хранит в себе около 68000 заполненных РПД.

В конце 2015 года активно началась установка программы «Антиплагиат. Вуз» (за 2015 год проверено 6 600 работ). В следующем году планируется каждую выпускающуюся работу проверять на заимствования через данную программу. 

На данный момент ведется доработка программы «Ведомости» для соответствия балльно-рейтинговой системы. По разработанной программе планируется сделать обучение и установку на все кафедры. 

За 2015 год повысилось использование комплекса программ Лаборатории ММИС: росло число пользователей, работающих в данном комплексе (390 в 2015 г., 340 в 2014 г.), возросло количество приказов, проходящих через систему «Деканат» (5993 в 2015 г., 3868 в 2014г .). 

Используется программа «Приемная комиссия». За время работы приемной комиссии в 2015 г.  было выгружено 18 041 заявление от 7 395 абитуриентов, для всех заявлений были проверены результаты ЕГЭ. Осуществлялась помощь работникам приемной комиссии в выгрузке отчетов по поступлению, заполнению ГЗГУ (сайт гос. задания и гос. учета), проверке приказов на поступление. 

Программа «Планы». В 2015 г. через программу было сформировано 534 плана для 1018 групп. 

В январе – марте 2015 года были разработаны механизмы по интеграции системы «деканат», не имеющей функций учета денежных-финансовых характеристик, в зарекомендовавшую себя и используемую в вузе систему «1С».

В конце 2015 года силами управление информатизации была реализована и интегрирована в УБУ автономная система на базе 1С по учету приказов о стипендиях учащимся и начисления соответствующих выплат. Данная система способна полностью заменить собой недееспособные и не отвечающие текущим задачам программные средства, используемые УБУ с 1990 года. 

Помимо вышеперечисленного, во внутренней сети университета функционируют информационные системы «Гарант», «Консультант+», «Moodle», внутренние сайты ряда подразделений. 

Совместные проекты с ведущими ИТ компаниями 

Благодаря совместному проекту с «Microsoft» сегодня каждый студент совершенно бесплатно получает доступ к порталу Office 365, на котором он может скачать последние версии одноименного продукта и воспользоваться сетевыми сервисами (календарь, мессенджер и т.д.), получить доступ к персональному облачному хранилищу емкостью 1 терабайт.

Если учесть что ранее университетом был приобретен премиум-пакет «Dream Spark», то сегодня обучающиеся вуза имеют возможность получить легальный доступ практический ко всем продуктам компании «Microsoft». 

Самым важным в реализации данного проекта стало создание корпоративной студенческой почты. Сегодня каждый из более чем 15 тыс. студентов имеет свою личную корпоративную почту, что позволяет эффективно организовывать взаимодействие как с вузовской администрацией, так и с преподавательским составом в рамках учебной деятельности.

В конце 2014 года в АлтГУ состоялось открытие Microsoft IT-академии.  

При сотрудничестве с НТЦ «Галекс» и компании «Cisco Systems» в Алтайском государственном университете была открыта академия «Cisco». Аудитория академии оснащена самым современным оборудованием, на котором можно подготавливать высококлассных специалистов в области информационных технологий. В академии в рамках общеобразовательных программ обучаются студенты профильных специальностей. 

Развитие дистанционных технологий в университете  

В соответствии с Дорожной картой развития электронного и дистанционного обучения в АлтГУ продолжает выстраиваться единая информационная образовательная среда, включаящая LMS, системы хранения и управления данными о студентах, преподавателях, учебных курсах и траекториях. Фиксируются новые процессы в организации электронного обучения. За 2015 г. преподаватели АлтГУ проделали большую работу по созданию электронных курсов на Образовательном портале АлтГУ. Количество доступных электронных курсов (разного уровня) на конец 2015 г. составило 750 (на 1 января 2015 г. их было 467), из них прошли экспертизу – 360 (125 – на 1 января 2015 г.).

Образовательный портал Алтайского государственного университета в настоящее время включает три независимых ресурса, расположенных в домене АлтГУ. 

  1. Единый образовательный портал на платформе Moodle – на его платформе разрабатываются электронные курсы для студентов разных форм обучения в АлтГУ для формата поддержки смешанного и дистанционного обучения, сопровождения заочного обучения. При этом списочный состав пользователей возрос с 1 300 пользователей в 2013 г. до 11 725 человек на конец декабря 2015 года. 

    По степени готовности для публикации на портале образовательные ресурсы разделены на следующие группы:  
    внутренние ресурсы (электронные курсы), занесенные в базу данных и опубликованные на портале;
    скрытые ресурсы, находящиеся в работе; 
    ресурсы внешних образовательных организаций (материалы межвузовских олимпиад, международные творческие конкурсы), по поводу размещения которых достигнута договоренность с университетом. 
  2. Контент Открытого образовательного портала на платформе Moodle ориентирован на абитуриентов, иностранных студентов, слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации, научно-производственные объединения. По состоянию на 1 января 2016 г. на портале создано 80 открытых курсов и работают 1776 пользователей.
  3. Собственный контент, размещенный на университетском сервере (video.asu.ru). Этот ресурс стал инструментом продвижения электронных образовательных ресурсов на основе профессиональной записи видео и аудиолекций, учебных фильмов и роликов. Если проанализировать предоставляемый контент в 2015 г. с содержательной точки зрения, то наиболее популярными жанрами являются видеолекции, записи онлайн-вебинаров и обучающие видеоролики, записи защит диссертаций и различных телемостов. Необходимо заметить, что на площадке видеохостинга в 2015 г. пользователями предлагаются полные видеозаписи лекций продолжительностью до часа и более, которые, как правило, представляют собой полноценные курсы. Другая группа видео содержит  презентационные материалы о самом учебном заведении и его мероприятиях.

Список программного обеспечения для дисплейных класcов (на 2015-2016 учебный год)  

Программное обеспечение, установленное в каждом классе

  • Open Office 
  • 3D Canvas 
  • Blender 
  • Visual Studio 2008 
  • Python c расширениями PIL, Py OpenGL 
  • FAR (с плагином colorer) 
  • XnView 
  • 7-Zip 
  • AcrobatReader 
  • GIMP 
  • Inkscape 
  • Paint.net 
  • TestExam – программа от центра тестирования 
  • VBox 
  • Ghostscript 
  • PS printer 
  • ImageMagik 
  • Mozila FireFox 
  • Chrome 
  • AVP Kasperskiy 
  • Eclipse(PHP,C++, Phortran) 
  • PSPP  
  • DjVu – editor 
  • Lazarus 
  • MikTex 
  • Smart Notebook 
  • Putty (локально на каждый компьютер, просто скопировать) 
  • GPSS GPSS World Student Version – Minuteman software 
  • VLC 
  • Qteplot 
  • Episuite 41 
  • Netbeans
  • Cmap Tools
  • R Studio (open source) http://www.rstudio.com/ 
  • Scilab 
  • Пакет статистического анализа R с Cairo, ggplot2, ggvis, pcaPP, pls, robustbase, rrcovHD, tidyr, UsingR  http://www.r-project.org/ 
  • TeXLive 
  • Texmaker 
  • GNUplot 
  • InfraRecorder 
  • Deductor 
  • Audacity     

    Дополнительное программное обеспечение  

Название  

Аудитории, в которых установлено  

Photoshop  

206 «Л», 204 «Л»  

Corel Draw  

205 «Л», 204 «Л»  

Microsoft Office 2013  

202 «Л», 203 «Л», 204 «Л», 205 «Л», 206 «Л», 207 «Л», 107 «Л», 105 «М», 108 «М», 109 «М», 110 «М» 404 «К», 417 «К», 419 «К»  

Matlab  

203 «Л», 419 «К»  

Auto Cad  

419 «К»  

3D MAX   

204 «Л»  

Altium Designer  

419 «К»  

LabView  

417 «К»  

ArchiCAD  

419 «К»  

Средние системные параметры компьютеров в дисплейных классах: 

  • P4 2400 MHz, HDD 120Gb, 1GB, DVD, LAN 100 Mb/s, Windows 10 
  • 1 компьютерных классов в среднем по 14 рабочих мест

Веб-ресурсы университета 

Информация о факультетах и структурных подразделениях содержится как на основном информационном портале университета, так и на самостоятельных веб-сайтах подразделений.  

Веб-проекты факультетов и структурных подразделений 

  • Факультеты и отделения Алтайского государственного университета  
  • Филиалы Алтайского государственного университета 
  • Международный институт экономики, менеджмента и информационных систем  
  • Кафедра прикладной физики, электроники и комплексного обеспечения информационной безопасности  
  • Научная библиотека Алтайского государственного университета  
  • Южно-Сибирский ботанический сад  
  • Институт гуманитарных исследований  
  • Алтайская школа политических исследований  
  • Биоразнообразие Алтае-Саянского региона  
  • Лингвистика Алтая  
  • Неофициальный сайт студентов PR АлтГУ  
  • Информационно-аналитический портал «Археология Алтая»  
  • МОУ Полковниковская общеобразовательная школа   

     Научные и периодические издания 

  • Еженедельная газета АлтГУ «За науку»  
  • Журнал теоретических и прикладных исследований «Известия Алтайского государственного университета»  
  • Журнал Южно-Сибирского ботанического сада «Turczaninowia»  
  • Журнал «Химия растительного сырья» 

Веб-ресурсы корпоративной сети АлтГУ

  • Автоматизированная информационная система «Кейс»,
  • Web-клиент для работы с электронной почтой,
  • Web-клиент для работы с электронной почтой (домен email.asu.ru),
  • Сервер обновлений Linux (Debian, Ubuntu),
  • Хостинг-площадка Алтайского государственного университета,
  • FTP-сервер Алтайского государственного университета,
  • Автоматизированная информационная система «Заявки на мероприятия»,
  • Федеральный реестр документов об образовании (инструкция, просмотр в табличном виде).   

Корпоративные интернет-сервисы

DNS, ACTIVE-DIRECTORY, PROXY, FTP, MAIL, LINUXUPDATE, WI-FI, IP-ТЕЛЕФОНИЯ, IP-fax, SHAREPOINT – корпоративная система данных (порядка 15 сайтов), система вебинаров – ADOBECONNECT, образовательный портал MOODLE, вебсервер www.asu.ru, VPN, облачный сервер office.com, корпоративное облачное хранилище cloud.asu.ru, интернет-радио planetaradio.asu.ru.

Филиал АлтГУ в г. Белокурихе

В филиале осуществляется свободный доступ обучающихся к справочно-правовым информационным системам «Консультант-Плюс», «Гарант».

Филиал обеспечивает каждому обучающемуся доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», осуществляемый по выделенному каналу со скоростью 10Мбит, имеющему прямой маршрут на сервер Алтайского государственного университета с доступом в VPN. В здании университета работает WiFi, обеспечивающий доступ в локальную сеть филиала и информационно-телекоммуникационную сеть Интернет. На стадии завершения запуск сервера филиала, призванного улучшить организацию учебного процесса. Все компьютеры филиала объединены в локальную сеть, имеется доступ к корпоративной сети головного вуза, к электронной почте.

Филиал АлтГУ в г. Бийске

Информационные системы и информационно-телекоммуникационные сети

В филиале осуществляется свободный доступ обучающихся к справочно-правовым информационным системам «Консультант-Плюс», «Гарант».

Филиал обеспечивает каждому обучающемуся доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, осуществляемый по выделенному каналу со скоростью до 1000 Мбит/с, имеющему прямой маршрут на сервер Алтайского государственного университета с доступом в VPN.

В здании университета работает WiFi, обеспечивающий доступ в локальную сеть филиала и информационно-телекоммуникационную сеть Интернет. На стадии завершения запуск сервера филиала, призванного улучшить организацию учебного процесса. Все компьютеры филиала объединены в локальную сеть, имеется доступ к корпоративной сети головного вуза, к электронной почте.

Филиал АлтГУ в г. Рубцовске

Информационные системы и информационно-телекоммуникационные сети

Учебные корпуса Рубцовского института (филиала) АлтГУ связаны оптоволоконными линиями связи в единую внутриинститутскую сеть и образуют современную телекоммуникационную инфраструктуру вуза. Пропускная способность каналов связи позволяет реализовывать комплекс современных услуг широкополосного доступа.

Все компьютеры и автоматизированные рабочие места института подключены к вычислительной сети и имеют доступ ко всему спектру информационных сервисов и служб.

Для обеспечения доступа мобильных пользователей к вычислительной сети института и к сети Интернет в учебных корпусах развернута система беспроводной сети Wi-Fi. Общий парк персональных компьютеров и мобильных систем доступа составляет более 300 ед., из них в учебном процессе используются более 200 ед., студентам предоставлено 10 компьютерных классов и абонентских систем, включая 3 класса на мобильных платформах.

Развитая инфраструктура вычислительной сети института решает задачи высокоскоростного доступа в сеть Интернет, интеграции в информационное пространство АлтГУ г. Барнаула, доступа к локальным и корпоративным автоматизированным информационным ресурсам и взаимодействия между собой различных подразделений института и университета.

Студенты и сотрудники осуществляют доступ к внутренним и внешним информационным системам посредством регистрации в «Личном кабинете», позволяющий использовать локальные ресурсы информационного веб-портала института. Используя VPN-каналы студенты и сотрудники могут получать защищенный доступ к информационным системам корпоративной сети АлтГУ г. Барнаула и внешним информационным сервисам (ЭБИС «Лань», «Библиотека онлайн и т.д.).

ГОУ ВО «Алтайский государственный университет»

Электронные курсы в системе Moodle

Ресурсы научной библиотеки АлтГУ:

 Электронные научные журналы:

Видеоматериалы:

Рекомендуемые внешние ресурсы:

Сайты антиэкстремистского и антитеррористического содержания

Образовательные ресурсы, направленные на поддержку и продвижение русского языка:

Учебно-методические комплексы (доступ из локальной сети).

Филиал АлтГУ в г. Белокурихе

В филиале обучающимся обеспечен удаленный  индивидуальный неограниченный доступ к следующим электронно-библиотечным системам, содержащим издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированным на основании прямых договоров с правообладателями:

  • электронно-библиотечной системе «Университетская библиотека онлайн» (www.biblioclub.ru) (прямой правообладатель ООО «Директ-Медиа»);
  • электронно-библиотечной системе «Лань» (www.lanbook.com) (прямой правообладатель ООО «Издательство Лань»);
  • базе данных «Учебно-методическая документация «Юриспруденция» (свидетельство о регистрации от 22.05.2014 № 2014620737).

Филиал АлтГУ в г. Бийске

В филиале обучающимся обеспечен удаленный  индивидуальный неограниченный доступ к следующим электронно-библиотечным системам, содержащим издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированным на основании прямых договоров с правообладателями:
  • электронно-библиотечной системе «Университетская библиотека онлайн» (www.biblioclub.ru) (прямой правообладатель ООО «Директ-Медиа»);
  • электронно-библиотечной системе «Лань» (www.e.lanbook.com) (прямой правообладатель ООО «Издательство Лань»);
  • электронно-библиотечной системе «Юрайт» (www.biblio-online.ru);
  • электронно-библиотечной системе «Кнорус» (www.book.ru);
  • электронно-библиотечной системе Алтайского государственного университета (www.elibrary.asu.ru);
  • электронно-библиотечной системе ВИНИТИ РАН (www.2.viniti.ru).

ГОУ ВО «Алтайский государственный университет»

Алтайский государственный университет в рамках инклюзивного образования предоставляет следующие условия обучения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

1. Локальные-нормативные акты:
В 2015 году в АлтГУ были приняты решением Ученого совета (Протокол № 10 от 02.07.2015 г.) и Приказом ректора ( № 996/п от 09.07.2015 г.) «Положение о порядке организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в «Алтайском государственном университете», решением Ученого совета (Протокол № 10 от 02.07.2015 г.) и Приказом ректора ( № 995/п от 09.07.2015 г.) «Положение о Центре инклюзивного образования в «Алтайском государственном университете».

В 2016 году Приказом ректора (№195/п от 19.02.2016 г.) создана комиссия по проведению обследования и паспортизации объектов и предоставляемых на нем услуг, по результатам проверки составлены паспорта доступности для инвалидов учебных корпусов университета. Приказом ректора (№ 589/п от 25.04.2016 г.) принята Комплексная программа («дорожная карта») по повышению показателей доступности для инвалидов и лиц с ОВЗ в ФГБОУ ВПО «АлтГУ» на 2016–2020 годы».

2. Организационно-методическая работа:

Для координации по созданию специальных условий для обеспечения инклюзивного образования студентов с инвалидностью, ОВЗ в университете в структуре учебно-методического управления создан Центр инклюзивного образования: корпус «М», пр. Ленина, 61 / ул. Молодежная, 13, каб. 206б, тел.; (3852) 298-143.

Для реализации права на получение образования лица, имеющие инвалидность, должны представить в образовательное учреждение заключение федерального учреждения медико-социальной экспертизы о том, что им не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях. АлтГУ создает возможности и осуществляет обучение для лиц с:
  • нарушениями слуха – глухих, слабослышащих, позднооглохших;
  • нарушениями зрения – слепых, слабовидящих и поздноослепших, с косоглазием и амблиопией;
  • нарушениями речи – общим недоразвитием речи разной этиологии, недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи, заиканием и иными нарушениями речи;
  • нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • сложными дефектами, в том числе слепоглухотой;
  • расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения;
  • соматическими заболеваниями;
  • иными нарушениями в развитии.

В «АлтГУ» предусматриваются следующие организационные формы внедрения и реализации образования:

  • Обучение на общих основаниях со студентами без отклонений в состоянии здоровья, полное включение студентов с инвалидностью и с ОВЗ в среду общего образования без изменений в организации системы образования, т.е. в программах, методиках, планах обучения.
  • Обучение по особым образовательным программам исключительно для лиц с инвалидностью и с ОВЗ связано с разработкой и внедрением индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ.
  • Дистанционное образование предполагает образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся с инвалидностью и с ОВЗ и педагогических работников.
На сайте университета создана альтернативная версия для слабовидящих и размещены условия обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в АлтГУ (адрес доступа: http://www.asu.ru/education/inclusive/.

В 2016 году между университетом и АРО ВООИ «Всероссийское общество глухих» заключен договор о сотрудничестве (предоставление инвалидам по слуху, при необходимости, услуги с использованием русского жестового языка, включая обеспечение доступа на объект сурдопереводчика, тифлопереводчика в региональном отделении в г. Барнауле и в филиалах в городах Рубцовске, Славгороде, Бийске, Камне-на-Оби).

В 2015–2016 гг. разработана и реализовывается Центром инклюзивного образования УМУ и Региональным центром переподготовки и повышения квалификации преподавателей высших и средних специальных учебных заведений (ЦППКП) программа повышения квалификации для профессорско-преподавательского состава «Инклюзия в высшей школе».

В управлении информатизации работает сектор по обеспечению развития информационно-дистанционных технологий в образовании управления информатизации. Лаборатория дистанционного образования занимается созданием дистанционных образовательных курсов для развития дистанционного образования в АлтГУ. Сотрудники лаборатории помогают авторам курсов в записи видеолекций на профессиональном оборудовании, создании флеш-роликов, профессиональных презентаций, размещения учебных материалов в электронном виде в образовательной среде «Moodle».

Для обучающихся с инвалидностью или с ОВЗ в «АлтГУ» установлен особый порядок освоения дисциплины «физическая культура» на основании принципов здоровьесбережения и активной физической культуры – занятия адаптивной физкультурой в специально оборудованных спортивных, тренажерных залах или на открытом воздухе, которые проводятся преподавателями, имеющими соответствующую подготовку.

Психолого-педагогическое и социальное сопровождение включает контроль за графиком учебного процесса и выполнением аттестационных мероприятий, организацию индивидуальных консультаций, разработку индивидуальных учебных планов и индивидуальных графиков обучения, обеспечение учебно-методическими материалами, оказание психологической поддержки. Социальное сопровождение обеспечивается за счет выделения инвалидам материальной помощи, стипендии, а также вовлечения их в студенческое самоуправление.

3. Доступная среда:

В целях безопасности студентов и сотрудников вуза созданы системы звукового и светового оповещения и сигнализации.

Все сотрудники университета прошли инструктаж об основных формах и приемах работы с лицами с инвалидностью или с ОВЗ.

В АлтГУ работает служба тьюторов, при необходимости осуществляющая сопровождение всех категорий лиц с инвалидностью или с ОВЗ.

На всех факультетах по возможности обозначены учебные аудитории, расположенные и адаптированные максимально комфортно для разных категорий инвалидов (первый или второй этажи, широкие дверные проемы, низкие пороги, мультимедийное оборудование, дублированные шрифтом Брайля номеров кабинетов). В учебном помещении, в котором обучается студент с инвалидностью или с ОВЗ (в лекционных аудиториях, кабинетах для практических занятий, учебных мастерских, библиотеке и т.д.) при необходимости выделяются по 1–2 местам для студентов-инвалидов по конкретному виду нарушений здоровья – зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. В стандартной учебной аудитории необходимо первые столы в ряду у окна и в среднем ряду предусмотреть для обучаемых с нарушениями слуха и зрения.

Для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата:

  • прилегающая территория АлтГУ адаптирована, выделены места для стоянки; доступны входные пути в главный корпус «М». В других учебных корпусах установлены кнопки вызова помощи для входа в здание.
  • в зданиях корпусов работает служба тьюторов, осуществляющая сопровождение в необходимые помещения на всем пути следования инвалида; в главном корпусе «М» установлены беспороговые лифты; имеется приспособленная санитарно-гигиеническая комната.
  • учебное место для такой нозологии предполагает увеличение размера зоны на одно место с учетом подъезда и разворота кресла-коляски, увеличения ширины прохода между столами, для обучаемых в инвалидном кресле-коляске выделяются 1–2 стола в ряду у дверного проема.

Для лиц с нарушением зрения:

  • в учебных корпусах на первых этажах для возможной самостоятельной ориентации в пространстве установлены тактильные мнемосхемы. В главном корпусе «М» лифты имеют аудиоозвучку номеров этажей.
  • ключевые кабинеты, деканаты учебных подразделений дублированы номерными таблицами со шрифтом Брайля.
  • в Научной библиотеке АлтГУ работает пункт обслуживания слабовидящих и незрячих студентов, сотрудничающий с Алтайской краевой специальной библиотекой, в котором можно заказать специализированную литературу: «говорящие» книги на кассетах, дисках, флэш-картах, плоскопечатные книги с укрупненным шрифтом. В читальном зале имеется аппаратура для прослушивания аудиокниг. Книги для заказа можно посмотреть в электронном каталоге на сайте АКСБ для незрячих и слабовидящих (http://bibl22.ru/): корп. «Л», пр-т Ленина, 61, ауд. 323. Тел.: 667-531; e-mail: mba@lib.asu.
  • в учебных аудиториях при необходимости выделяются места для обучающихся с недостатками зрения, а расстояние между рядами столов – не менее 0,6 м; между столами в ряду – не менее 0,5 м; между рядами столов и стенами без оконных проемов – не менее 0,7 м; между рядом столов и стеной с оконными проемами – не менее 0,5 м.
  • при необходимости во время учебного процесса обучающемуся может быть предоставлен персональный компьютер с доступом в систему Интернет к учебным курсам в системе «Moodle» с помощью специальных программ для слабовидящих (увеличенный шрифт, электронная лупа и т.д.)

Для лиц с нарушениями слуха:

  • на первых этажах зданий учебных корпусов установлены электронные/световые табло (бегущая строка). В главном корпусе «М» установлен напольный информационный терминал, осуществляющий выход на сайт университета, дающий доступ ко всем основным информационным ресурсам (расписание, новости и т.д.).
  • в учебных аудиториях при необходимости выделяются места для обучающихся с недостатками слуха, расстояние между рядами столов – не менее 0,6 м; между столами в ряду – не менее 0,5 м; между рядами столов и стенами без оконных проемов – не менее 0,7 м; между рядом столов и стеной с оконными проемами – не менее 0,5 м.
  • при необходимости во время учебного процесса обучающемуся может быть предоставлен персональный компьютер с доступом в систему Интернет к учебным курсам в системе «Moodle» с помощью звукоусиливающей аппаратуры (колонки, наушники и т.д.).

Филиал АлтГУ в г. Белокурихе

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Алтайский государственный университет» в г. Белокурихе в рамках инклюзивного образования предоставляет следующие условия обучения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

1. Локальные-нормативные акты:

  • Правила приема в ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2017–2018 учебный год, утвержденные приказом ректора № 1403/п от 29.09.2016 г.
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры – в ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет», утвержденный приказом ректора № 1026/п от 01.09.2017 г.
  • Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования в ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет», утвержденное приказом ректора № 1949/п от 30.12.2016 г.

2. Организационно-методическая работа:

В филиале АлтГУ в г. Белокурихе предусматриваются следующие организационные формы внедрения и реализации образования:

  • Обучение на общих основаниях со студентами без отклонений в состоянии здоровья, полное включение студентов с инвалидностью и с ОВЗ в среду общего образования без изменений в организации системы образования, т.е. в программах, методиках, планах обучения.
  • Дистанционное образование предполагает образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся с инвалидностью и с ОВЗ и педагогических работников (учебные материалы в электронном виде  размещены в образовательной среде «Moodle»).

Имеется договор о сотрудничестве между университетом и Алтайским региональным отделением Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих» (срок действия – с 17.03.2016 г. по 17.03.2021 г.), предусматривающий предоставление услуг сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. На основании распоряжения первого проректора по УР № 354 от 11.07.2017 г. лицам с ОВЗ при необходимости может оказываться техническая и методическая помощь специалистами-ассистентами по сопровождению.

Договор о совместной деятельности с Краевым государственным казенным учреждением «Алтайская краевая специальная библиотека для незрячих и слабовидящих» (срок действия – с 25 февраля 2015 г. по 24.02.2018 г.) в части предоставления услуг по использованию учебников, учебных пособий и дидактических материалов, в том числе в формате печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы).

В штате филиала имеется работник, ответственный за необходимую техническую помощь лицам с ОВЗ и ответственный за сопровождение, при необходимости, всех категорий лиц с инвалидностью или с ОВЗ.

Социальное сопровождение обеспечивается за счет выделения инвалидам материальной помощи, стипендии, а также вовлечения их в студенческое самоуправление.

3. Доступная среда:

Здание учебного корпуса филиала АлтГУ в г. Белокурихе обеспечено беспрепятственным входом выходом (входные группы имеют достаточную ширину для проезда инвалидной коляски; аудитории, расположенные на первых этажах, имеют широкие дверные проемы, низкие пороги, мультимедийное оборудование).

Здание учебного корпуса филиала АлтГУ в г. Белокурихе, расположенное по адресу 659900, Алтайский край, г. Белокуриха, ул. Ак. Мясникова, д. 26, обеспечено:

  • стоянкой автотранспортных средств для инвалидов;
  • кнопкой вызова помощи перед входной лестничной группой;
  • пандусом для колясок.

Учебное здание оборудовано системами противопожарной сигнализации и звукового оповещения при возникновении пожара. Внутри здания на стенах коридоров размещены планы эвакуации из здания в случае пожара или другой чрезвычайной ситуации.

Все сотрудники филиала прошли инструктаж об основных формах и приемах работы с лицами с инвалидностью или с ОВЗ.

Для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата:

  • прилегающая территория филиала адаптирована, выделены места для стоянки; доступны входные пути. Установлена кнопка вызова помощи для входа в здание;
  • в здании учебного корпуса имеется приспособленная санитарно-гигиеническая комната площадью 2 м.кв.;
  • учебное место для такой нозологии предполагает увеличение размера зоны на одно место с учетом подъезда и разворота кресла-коляски, увеличения ширины прохода между столами, для обучаемых в инвалидном кресле-коляске выделяются 1–2 стола в ряду у дверного проема.

Для лиц с нарушением зрения:

  • в учебных аудиториях при необходимости выделяются места для обучающихся с недостатками зрения, а расстояние между рядами столов – не менее 0,6 м; между столами в ряду – не менее 0,5 м; между рядами столов и стенами без оконных проемов – не менее 0,7 м; между рядом столов и стеной с оконными проемами – не менее 0,5 м.
  • при необходимости во время учебного процесса обучающемуся может быть предоставлен персональный компьютер с доступом в систему Интернет к учебным курсам в системе «Moodle» с помощью специальных программ для слабовидящих (увеличенный шрифт, электронная лупа и т.д.)

Для лиц с нарушениями слуха:

  • в учебных аудиториях при необходимости выделяются места для обучающихся с недостатками слуха, расстояние между рядами столов – не менее 0,6 м; между столами в ряду – не менее 0,5 м; между рядами столов и стенами без оконных проемов – не менее 0,7 м; между рядом столов и стеной с оконными проемами – не менее 0,5 м.
  • при необходимости во время учебного процесса обучающемуся может быть предоставлен персональный компьютер с доступом в систему Интернет к учебным курсам в системе «Moodle» с помощью звукоусиливающей аппаратуры (колонки, наушники и т.д.).

4. Сведения о наличии средств обучения и воспитания

В филиале имеются все необходимые для организации образовательной деятельности средства обучения и воспитания, в том числе учебная мебель, переносные и стационарные мультимедийные проекторы, переносные экраны для проведения конференций, семинаров и иных мероприятий, широкоформатный жидкокристаллический телевизор для просмотра учебных видеоматериалов, лицензионное программное обеспечение. Для вывода и ввода информации на аналоговых носителях в филиале используется оргтехника (принтеры, мультифункциональные устройства, сканеры и пр.). В филиале имеются необходимые учебники и учебные пособия, в том числе электронные, справочно-библиографические материалы, периодические издания, аудиовизуальные учебные материалы, разработанные учебно-методические материалы и пособия, наглядные пособия и стенды, оборудование для лаборатории для проведения занятий по криминалистике и другие предусмотренные федеральными государственными образовательными стандартами средства обучения и воспитания.

5. Сведения о наличии объектов спорта

Для проведения занятий по физической культуре, спортивных мероприятий и секций филиал располагает спортивным залом, оборудованным для проведения подвижных игр, занятий легкой атлетикой, гимнастикой и др.

6. Сведения об условиях питания

Условия  для  питания обучающихся филиала обеспечиваются на основании заключенного между филиалом и МБОУ «Белокурихинская СОШ № 2», расположенной по адресу ул. Ак. Мясникова, д.25, договора на оказание услуг общественного питания в столовой школы на 100 посадочных мест, расположенной в шаговой доступности от здания филиала.  В соответствии с расписанием учебных занятий для всех обучающихся филиала установлен ежедневный перерыв для питания продолжительностью 30 минут с 12:10 до 12:40.
7. Сведения об условиях охраны здоровья обучающихся

Между филиалом и КГБУЗ «Центральная городская больница, г. Белокуриха», расположенной по адресу ул. Советская, д.15, заключен договор на оказание медицинских услуг студентам филиала и проведение периодических медицинских осмотров, а также имеется Соглашение о взаимодействии при проведении диспансеризации обучающихся, совместный календарный план мероприятий по диспансеризации на 2016–2018 гг.  с последующим продление.

В филиале выделено помещение под медицинский пункт и заключен договор с КГБУЗ «Центральная городская больница, г. Белокуриха» о безвозмездном пользовании федеральным недвижимым имуществом.

Условия для охраны здоровья обучающихся обеспечиваются следующими мероприятиями.

В целях текущего контроля за состоянием здоровья обучающихся между филиалом и КГБУЗ «Центральная городская больница г. Белокуриха», расположенным по адресу: г. Белокуриха, ул. Советская,15, заключен договор на оказание медицинских услуг студентам и сотрудникам филиала. Для оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся медицинской организации КГБУЗ «Центральная городская больница              г. Белокуриха» безвозмездно предоставлено помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.

Оптимальная учебная и внеучебная нагрузка обучающихся в филиале обеспечиваются на основании локальных нормативных актов университета, принятых в соответствии с действующим законодательством РФ в сфере образования. Оптимальное соотношение учебной и внеучебной нагрузки обучающихся филиала направлено на сохранение здоровья обучающихся, формирование у них навыков здорового образа жизни.
Определение режима учебных занятий в филиале осуществляется утвержденным в установленном порядке расписанием учебных занятий, составленным в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком. При составлении расписания учебных занятий предусматривается перерыв продолжительностью 30 минут для питания обучающихся.

Для обучающихся филиала в учебном году устанавливаются каникулы продолжительностью 7–10 недель, в том числе не менее 2 недель в зимний период. По заявлению обучающегося ему предоставляются каникулы после прохождения итоговой (государственной итоговой) аттестации.

В филиале регулярно проводится пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда как во время учебных занятий, так и во внеучебное время путем проведения таких мероприятий, круглых столов, публичных лекций, оздоровительных мероприятий, спортивных секций, инструктажей по охране труда  при выполнении отдельных видов работ и пр. Ежегодно в филиале утверждаются  и реализуются соответствующие локальные акты – план мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, план воспитательной работы.

Филиалом созданы условия для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом: в филиале проводятся занятия физической культурой, организована работа  спортивной секции «Олимп», организованы посещения обучающимися филиала плавательного бассейна.

Филиалом на основании договора с КГБУЗ «Центральная городская больница, г. Белокуриха» обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение периодических медицинских осмотров  и диспансеризации обучающихся.

Систематически проводятся мероприятия по профилактике и запрещению курения, употреблению алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, что подтверждается Планом воспитательной работы филиала, Планом мероприятий по пропаганде здорового образа жизни в филиале, общеуниверситетской программой «Профилактика наркомании в студенческой среде ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» на 2015–2020 гг.»  В числе указанных мероприятий кураторские часы, конкурсы агитационных плакатов, беседы, лекции на тему борьбы с наркоманией, курением, употреблением алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ и пр. В филиале издан приказ директора филиала о запрете курения в образовательной организации и на прилегающей территории, размещены знаки о запрете курения. К нарушителям в филиале применяются предусмотренные уставом меры дисциплинарного взыскания.

Обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в филиале подтверждается наличием заключения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности от 13.11.2009 г. № 800107, выданного Главным управлением МЧС России по Алтайскому краю; санитарно-эпидемиологического заключения от 22.05.2008 г. № 22.БЦ.01.000.М.000129.05.08, выданного Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю.

В целях обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в здании учебного корпуса филиала установлены «тревожная кнопка» экстренного вызова наряда полиции, система видеонаблюдения, пожарная сигнализация с системой радиоканального мониторинга пожарной автоматики, выведенная на центральный пульт пожарной охраны города и ГО и ЧС РФ по Алтайскому краю. В общедоступных местах находятся пожарные гидранты (4 шт.) и огнетушители  (12 шт.) Здание имеет 3 запасных выхода для эвакуации обучающихся, оборудовано системой принудительной вентиляции воздуха.

Имеются заключенные договоры на техническое обслуживание пожарной сигнализации и установок радиоканального мониторинга пожарной автоматики; об экстренном вызове нарядов полиции средствами тревожной сигнализации. В филиале регулярно проводятся обследования технического состояния объекта  и его антитеррористической защищенности, что подтверждается соответствующими актами. Пропускной режим в филиале регулируется специально принятым локальным актом – положением «Об организации пропускного режима в филиале АлтГУ в г. Белокурихе». Обеспечение безопасности обучающихся в периоды праздников производится в соответствии с приказом директора филиала «Об усилении мер противопожарной и антитеррористической безопасности в период праздничных дней».

В целях профилактики несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в филиале локальными актами принимаются соответствующие правила, проводится регулярный инструктаж (ознакомление с правилами) обучающихся по пожарной безопасности, по правилам работы в компьютерных классах, в лабораториях, на занятиях физической культурой.

Ежегодно директором филиала издается приказ «Об организации работы по охране здоровья обучающихся филиала», определяющий порядок действий при несчастных случаях с обучающимися, включая оказание  доврачебной помощи, обеспечение доставки в медицинское учреждение, анализ причин возникновения несчастных случаев. В филиале ведется журнал регистрации несчастных случаев студентов, в соответствии с которым несчастные случаи с обучающимися не зафиксированы.

В целях соблюдения государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов в филиале для предотвращения негативного воздействия на организм вредных факторов и условий в ходе образовательного процесса осуществляется контроль требований к температуре воздуха в аудиториях, освещенности, продолжительности занятий и перерывов, объему учебной нагрузки, продолжительности каникул и др.
В филиале также проводятся санитарно-противоэпидемические и профилактические мероприятия в соответствии  с ежегодно утверждаемым планом таких мероприятий, куда включаются такие мероприятия, как заключение договоров по акарицидной обработке, введение ограничительных мероприятий (карантина), выявление больных инфекционными заболеваниями, профилактическая вакцинация обучающихся и сотрудников филиала, гигиеническое обучение и воспитание обучающихся и сотрудников филиала в сфере охраны здоровья, периодические медицинские осмотры обучающихся и сотрудников филиала и пр.

Филиал АлтГУ в г. Бийске

1. Условия для инвалидов

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Алтайский государственный университет» в г. Бийске в рамках инклюзивного образования предоставляет следующие условия обучения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Локальные-нормативные акты

  • В 2015 году в АлтГУ были приняты решением ученого совета (Протокол № 10 от 02.07.2015 г.) и Приказом ректора (№ 996/п от 09.07.2015 г.) «Положение о порядке организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в «Алтайском государственном университете», решением ученого совета (Протокол № 10 от 02.07.2015 г.) и Приказом ректора ( № 995/п от 09.07.2015 г.) «Положение о Центре инклюзивного образования в «Алтайском государственном университете».
  • В 2016 году Приказом ректора (№ 195/п от 19.02.2016 г.) создана комиссия по проведению обследования и паспортизации объектов и предоставляемых на нем услуг, по результатам проверки составлены паспорта доступности для инвалидов учебных корпусов университета. Приказом ректора (№ 589/п от 25.04.2016 г.) принята Комплексная программа («дорожная карта») по повышению показателей доступности для инвалидов и лиц с ОВЗ в ФГБОУ ВПО «АлтГУ» на 2016–2020 годы».
  • Правила приема в ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования на 2017 год, утвержденные приказом ректора № 142/п от 10.02.2017 г.
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования в ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет», утвержденный приказом ректора № 384/п от 30.03.2017 г.
  • Положение о практике студентов, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования  в ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет», утвержденное приказом ректора № 1486/п от 15.11.2013 г.

Организационно-методическая работа

Для координации по созданию специальных условий для обеспечения инклюзивного образования студентов с инвалидностью, ОВЗ в университете в структуре учебно-методического управления создан Центр инклюзивного образования: корпус «М», пр. Ленина, 61 / ул. Молодежная, 13, каб. 206б, тел. (3852) 298-143.

Для реализации права на получение образования лица, имеющие инвалидность, должны представить в образовательное учреждение заключение федерального учреждения медико-социальной экспертизы о том, что им не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях. АлтГУ создает возможности и осуществляет обучение для лиц с

  • нарушениями слуха – глухих, слабослышащих, позднооглохших;
  • нарушениями зрения – слепых, слабовидящих и поздноослепших, с косоглазием и амблиопией;
  • нарушениями речи – общим недоразвитием речи разной этиологии, недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи, заиканием и иными нарушениями речи;
  • нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • сложными дефектами, в том числе слепоглухотой;
  • расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения;
  • соматическими заболеваниями;
  • иными нарушениями в развитии.

В филиале АлтГУ в г. Бийске  предусматриваются следующие организационные формы внедрения и реализации образования:

  • Обучение на общих основаниях со студентами без отклонений в состоянии здоровья, полное включение студентов с инвалидностью и с ОВЗ в среду общего образования без изменений в организации системы образования, т.е. в программах, методиках, планах обучения.
  • Дистанционное образование предполагает образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся с инвалидностью и с ОВЗ и педагогических работников (учебные материалы в электронном виде  размещены в образовательной среде «Moodle»).

В 2016 году между университетом и АРО ВООИ «Всероссийское общество глухих» заключен договор о сотрудничестве (предоставление инвалидам по слуху, при необходимости, услуги с использованием русского жестового языка, включая обеспечение доступа на объект сурдопереводчика, тифлопереводчика в региональном отделении в г. Барнауле и в филиале в городе Бийске.) Срок действия договора – с 17.03.2016 г. по 17.03.2021 г.)  На основании распоряжения первого проректора по УР № 354 от 11.07.2017 г. лицам с ОВЗ при необходимости может оказываться техническая и методическая помощь специалистами-ассистентами по сопровождению.

В 2015–2016 гг. разработана и реализовывается Центром инклюзивного образования УМУ и Региональным центром переподготовки и повышения квалификации преподавателей высших и средних специальных учебных заведений (ЦППКП) программа повышения квалификации для профессорско-преподавательского состава «Инклюзия в высшей школе».

В управлении информатизации работает сектор по обеспечению развития информационно-дистанционных технологий в образовании управления информатизации. Лаборатория дистанционного образования занимается созданием дистанционных образовательных курсов для развития дистанционного образования в АлтГУ. Сотрудники лаборатории помогают авторам курсов в записи видеолекций на профессиональном оборудовании, создании флеш-роликов, профессиональных презентаций, размещения учебных материалов в электронном виде в образовательной среде «Moodle».

Для обучающихся с инвалидностью или с ОВЗ в «АлтГУ» установлен особый порядок освоения дисциплины «физическая культура» на основании принципов здоровьесбережения и активной физической культуры – занятия адаптивной физкультурой в специально оборудованных спортивных, тренажерных залах или на открытом воздухе, которые проводятся преподавателями, имеющими соответствующую подготовку.

Психолого-педагогическое и социальное сопровождение включает контроль за графиком учебного процесса и выполнением аттестационных мероприятий, организацию индивидуальных консультаций, разработку индивидуальных учебных планов и индивидуальных графиков обучения, обеспечение учебно-методическими материалами, оказание психологической поддержки. Социальное сопровождение обеспечивается за счет выделения инвалидам материальной помощи, стипендии, а также вовлечения их в студенческое самоуправление.

В штате филиала имеется работник, ответственный за необходимую техническую помощь лицам с ОВЗ и ответственный за сопровождение, при необходимости, всех категорий лиц с инвалидностью или с ОВЗ.

Социальное сопровождение обеспечивается за счет выделения инвалидам материальной помощи, стипендии, а также вовлечения их в студенческое самоуправление.

Доступная среда

Здание учебного корпуса филиала АлтГУ в г. Бийске обеспечено беспрепятственным входом и выходом (входные группы имеют достаточную ширину для проезда инвалидной коляски; аудитории, расположенные на первом этаже имеют широкие дверные проемы,  мультимедийное оборудование).

Здание учебного корпуса филиала АлтГУ в г. Бийске, расположенное по адресу 659332, Алтайский край, г. Бийск, ул. Социалистическая, д. 23/1, обеспечено:

Для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата:

  • местами для стоянки автомобилей;
  • доступными входными путями;
  • кнопкой вызова помощи перед входной лестничной группой;
  • пандусом для колясок;
  • обустроено санитарно-гигиеническим помещением (туалетная кабина для маломобильных студентов, откидные опорные поручни, обустройство штанг);
  • учебное место для такой нозологии предполагает увеличение размера зоны на одно место с учетом подъезда и разворота кресла-коляски, увеличения ширины прохода между столами, для обучаемых в инвалидном кресле-коляске выделяются 1–2 стола в ряду у дверного проема.

Для  студентов с нарушением слуха имеется

  • бегущая строка с информацией.
  • в учебных аудиториях при необходимости выделяются места для обучающихся с недостатками слуха, расстояние между рядами столов – не менее 0,6 м; между столами в ряду – не менее 0,5 м; между рядами столов и стенами без оконных проемов – не менее 0,7 м; между рядом столов и стеной с оконными проемами – не менее 0,5 м.
  • при необходимости во время учебного процесса обучающемуся может быть предоставлен персональный компьютер с доступом в систему Интернет к учебным курсам в системе «Moodle» с помощью звукоусиливающей аппаратуры (колонки, наушники и т.д.).

Для слабовидящих студентов имеется

  • схема расположения аудиторий на азбуке Брайля;
  • крайние ступени лестничных пролетов оформлены сигнальной лентой желтого цвета.
  • в учебных аудиториях при необходимости выделяются места для обучающихся с недостатками зрения, а расстояние между рядами столов – не менее 0,6 м; между столами в ряду – не менее 0,5 м; между рядами столов и стенами без оконных проемов – не менее 0,7 м; между рядом столов и стеной с оконными проемами – не менее 0,5 м.
  • при необходимости во время учебного процесса обучающемуся может быть предоставлен персональный компьютер с доступом в систему Интернет к учебным курсам в системе «Moodle» с помощью специальных программ для слабовидящих (увеличенный шрифт, электронная лупа и т.д.)

Учебное здание оборудовано системами противопожарной сигнализации и звукового оповещения при возникновении пожара. Внутри здания на стенах коридоров и аудиторий  размещены стенды о мерах по противодействия терроризму, планы эвакуации из здания в случае пожара или другой чрезвычайной ситуации, имеются огнетушители. В учебных аудиториях имеются памятки  и таблички с номерами телефонов экстренной службы.

Все сотрудники филиала прошли инструктаж об основных формах и приемах работы с лицами с инвалидностью или с ОВЗ.

Сведения о наличии средств обучения и воспитания

В филиале имеются все необходимые для организации образовательной деятельности средства обучения и воспитания, в том числе учебная мебель, переносные и стационарные мультимедийные проекторы, переносные экраны для проведения конференций, семинаров и иных мероприятий, лицензионное программное обеспечение. Для вывода и ввода информации на аналоговых носителях в филиале используется оргтехника (принтеры, мультифункциональные устройства, сканеры и пр.). В филиале имеются необходимые учебники и учебные пособия, в том числе электронные, справочно-библиографические материалы, периодические издания, аудиовизуальные учебные материалы, разработаны учебно-методические материалы и пособия, наглядные пособия и стенды, оборудование для лабораторий для проведения занятий по специальностям  «Земельно-имущественные отношения»  и  «Программирование в компьютерных системах» и другие предусмотренные федеральными государственными образовательными стандартами средства обучения и воспитания.

Сведения о наличии объектов спорта

Для проведения занятий по физической культуре, спортивных мероприятий и секций филиал располагает спортивным залом,  оборудованным для проведения подвижных игр (волейбол, баскетбол), занятий легкой атлетикой, гимнастикой и др.,  имеется открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий и стрелковый тир (электронный).

Сведения об условиях питания

Условия для питания обучающихся филиала обеспечиваются на основании заключенного договора с ГБПОУ «Бийский промышленно-технологический колледж» от 01.03.2016г , по организации услуг  горячего питания и буфетного обслуживания студентов и сотрудников филиала. Обслуживание производится в столовой колледжа  на шестьдесят посадочных мест и в буфете филиала по адресам: ул. Социалистическая 23/1, ул. Социалистическая 123. В соотвествии с расписанием учебных занятий для всех обучающихся филиала установлен ежедневный перерыв для питания продолжительностью 30 минут с 11:40 до 12:10.

Сведения об условиях охраны здоровья обучающихся

Условия для охраны здоровья обучающихся обеспечиваются следующими мероприятиями.

В целях текущего контроля за состоянием здоровья обучающихся между филиалом АлтГУ в г. Бийске  и КГБУЗ «Городская больница № 2, г. Бийск» заключен договор безвозмездного пользования (субссуды) № 39 от 25.02.2016 для организации здравпункта  в учебно-административном здании по ул. Социалистическая 23/1.

Оптимальная учебная и внеучебная нагрузка обучающихся в филиале обеспечиваются на основании локальных нормативных актов университета, принятых в соответствии с действующим законодательством РФ в сфере образования. Оптимальное соотношение учебной и внеучебной нагрузки обучающихся филиала направлено на сохранение здоровья обучающихся, формирование навыков здорового образа жизни. Определение режима учебных занятий в филиале осуществляется утвержденным в установленном порядке расписанием учебных занятий, составленным в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком.

Для обучающихся филиала в учебном году устанавливаются каникулы продолжительностью 7–10 недель, в том числе не менее 2 недель в зимний период. По заявлению обучающегося ему предоставляются каникулы после прохождения итоговой (государственной итоговой) аттестации.

В филиале регулярно проводится пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда как во время учебных занятий, так и во внеучебное время путем проведения таких мероприятий, круглых столов, публичных лекций, оздоровительных мероприятий, спортивных секций, инструктажей по охране труда  при выполнении отдельных видов работ и пр. Ежегодно в филиале утверждаются  и реализуются соответствующие локальные акты – план мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, план воспитательной работы.

Филиалом созданы условия для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом: в филиале проводятся занятия физической культурой,  организованы посещения обучающимися филиала плавательного бассейна.

Филиалом на основании договора с КГБУЗ «Городская больница № 2, г. Бийск» обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение периодических медицинских осмотров  и диспансеризации обучающихся.

Систематически проводятся мероприятия по профилактике и запрещению курения, употреблению алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, что подтверждается Планом воспитательной работы филиала, Планом мероприятий по пропаганде здорового образа жизни в филиале, общеуниверситетской программой «Профилактика наркомании в студенческой среде ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» на 2015–2020 гг.» В числе указанных мероприятий кураторские часы, конкурсы агитационных плакатов, беседы, лекции на тему борьбы с наркоманией, курением, употреблением алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ и пр. В филиале издан приказ директора филиала о запрете курения в образовательной организации и на прилегающей территории, размещены знаки о запрете курения. К нарушителям в филиале применяются предусмотренные уставом меры дисциплинарного взыскания.

Обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в филиале подтверждается наличием заключения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности от 19.05.2017 г. № 020227, выданного Главным управлением МЧС России по Алтайскому краю; санитарно-эпидемиологического заключения от 13.02.2017 г. № 22.56.23.000.М.000011.02.17, выданного Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю.

В целях обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в здании учебного корпуса филиала установлены «тревожная кнопка» экстренного вызова наряда полиции, пожарная сигнализация с системой радиоканального мониторинга пожарной автоматики, выведенная на центральный пульт пожарной охраны города и ГО и ЧС РФ по Алтайскому краю. В общедоступных местах находятся пожарные крана (2 шт.) и огнетушители  (10 шт.) Здание имеет 2 запасных выхода для эвакуации обучающихся, оборудовано системой принудительной вентиляции воздуха.

Имеются заключенные договоры на техническое обслуживание пожарной сигнализации и установок радиоканального мониторинга пожарной автоматики; об экстренном вызове нарядов полиции средствами тревожной сигнализации. В филиале регулярно проводятся обследования технического состояния объекта  и его антитеррористической защищенности, что подтверждается соответствующими актами. Пропускной режим в филиале регулируется специально принятым локальным актом – положением «Об организации пропускного режима в филиале АлтГУ в г. Бийске». Обеспечение безопасности обучающихся в периоды праздников производится в соответствии с приказом директора филиала «Об усилении мер противопожарной и антитеррористической безопасности в период праздничных дней».

В целях профилактики несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в филиале локальными актами принимаются соответствующие правила, проводится регулярный инструктаж (ознакомление с правилами) обучающихся по пожарной безопасности, по правилам работы в компьютерных классах, в лабораториях, на занятиях физической культурой.

Ежегодно директором филиала издается приказ «Об организации работы по охране здоровья обучающихся филиала», определяющий порядок действий при несчастных случаях с обучающимися, включая оказание  доврачебной помощи, обеспечение доставки в медицинское учреждение, анализ причин возникновения несчастных случаев. В филиале ведется журнал регистрации несчастных случаев студентов, в соответствии с которым несчастные случаи с обучающимися не зафиксированы.

В целях соблюдения государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов в филиале для предотвращения негативного воздействия на организм вредных факторов и условий в ходе образовательного процесса осуществляется контроль требований к температуре воздуха в аудиториях, освещенности, продолжительности занятий и перерывов, объему учебной нагрузки, продолжительности каникул и др.
В филиале также проводятся санитарно-противоэпидемические и профилактические мероприятия в соответствии с ежегодно утверждаемым планом таких мероприятий, куда включаются такие мероприятия, как заключение договоров по акарицидной обработке, введение ограничительных мероприятий (карантина), выявление больных инфекционными заболеваниями, профилактическая вакцинация обучающихся и сотрудников филиала, гигиеническое обучение и воспитание обучающихся и сотрудников филиала в сфере охраны здоровья, периодические медицинские осмотры обучающихся и сотрудников филиала и пр.