Преподаватель исторического факультета Д. Дегтярев получил грант администрации г. Барнаула

3 декабря 2013 Алексей Шарапов

История Барнаула: «Знаем меньше, чем не знаем»
 

Грант

Повышенный интерес к истории родного Барнаула преподаватель кафедры отечественной истории Алтайского госуниверситета Данил ДЕГТЯРЕВ проявлял еще в студенчестве. С тех пор на эту тему он написал немало научных работ, в основу которых легли исследования, проведенные Данилом, что называется, в полях — с выездом на местность. А не так давно он получил грант администрации города в области науки — его работа «Трансформация городского пространства Барнаула в условиях модернизации российского общества второй половины XIX – начала XX века» была высоко оценена конкурсной комиссией.
 

Пространственный принцип

Данил подал заявку на соискание гранта в области науки, вовсе не думая о победе. Он просто решил попробовать поучаствовать в данном проекте параллельно с написанием научной диссертации с мыслью — а вдруг из этого что-нибудь да выйдет...
 

«Тема гранта отчасти пересекалась с моей диссертацией, посвященной организации пространства городов Томской губернии, — рассказывает Данил. — В результате накопилось множество информации, касающейся истории Барнаула, в моей итоговой научной работе ей места, увы, не нашлось. Немало интересных сведений осталось и за рамками моей монографии, посвященной пригородным зонам городов Томской губернии. Все это требовало отдельного переосмысления, к тому же мне очень хотелось обнародовать примерно 70% фактов, которые до сих пор не публиковались».

Как пояснил Данил, вопрос о пространственном развитии Барнаула неоднократно поднимался и другими исследователями, но скорее попутно, в связи с конкретными темами — будь то городская застройка, вопросы землеустройства или изучение топонимии. В своей же работе Данил попытался уделить особое внимание теме, которая некогда легла в основу его уникального исследования, касающегося пригородных зон городов Томской губернии, в том числе и Барнаула.

«Тогда-то я и обнаружил, что Барнаул, в отличие от многих других сибирских городов, столкнулся с серьезными проблемами при поземельном устройстве, — говорит молодой ученый. — Ведь здесь находились кабинетские земли, принадлежащие царствующему дому Романовых, отчего императорская семья получала немалые доходы от их сдачи в аренду. В итоге каждую сажень, каждую десятину земли Кабинет отдавал неохотно, с боем — даже несмотря на то, что городу эта земля принадлежала по закону.

В новой работе рассказывается и о принципах деления городского пространства на полицейские и пожарные участки. Интересно, что уже в то время существовало деление города на районы, в которых было запрещено торговать спиртными напитками. Причем требования эти год от года ужесточались. Так, сначала не разрешалось продавать спиртное на главных торговых площадях, на пристанях, а также на центральных улицах. Затем запрет коснулся окраин застраиваемых районов, территорий, примыкающих к барнаульским школам. Особенно трудно любителям спиртного пришлось во времена Первой мировой войны, когда в городе ввели сухой закон. В связи с ним была ограничена и продажа пива. В итоге в 1914 году в Барнауле осталось только два места, где можно было приобрести этот слабоалкогольный напиток, на ул. Льва Толстого (от нынешнего пр. Ленина до Оби) и на ул. Бердской, сегодня — Пролетарской (от пр. Ленина до ул. М. Горького), там, кстати, в то время находился пивоваренный завод. Не удивительно, что именно здесь в начале XX века можно было наблюдать концентрацию пивных ларьков.

Из любви к родному городу

Описан в новой работе Данила Дегтярева и факт противостояния членов городской Думы представителям Алтайского горного правления, касающийся причин возникновения в Барнауле эпидемии холеры в 1892 году. Одни полагали, что очаг инфекции находится в той части заводского пруда, который подтопляет часть Зайчанской слободы, а потому предлагали спустить воду. Другие же причину холеры видели в антисанитарии, в частности, в скоплениях навоза на улицах города.

Интересно и приложение к научной работе, в котором приводится алфавитный перечень владельцев промышленных предприятий. Кроме того, здесь систематизирована та информация, которая прежде встречалась у разных исследователей в разрозненном виде.

«В своей работе я использую собственную методику, утвержденную научным сообществом во время защиты моей диссертации, — поясняет Данил. — Речь идет о схеме, в которой существенное значение имеет развитие внутригородского пространства и пригорода. Так, внутригородское пространство рассматривается по таким параметрам, как официальное и неофициальное районирование, функциональное зонирование, изучение топонимии, адресного хозяйства... Что касается пригородной зоны, то во внимание берутся населенные пункты, функциональные зоны, участки землепользования. При этом все рассматривается в динамике, с учетом того, как изменялась городская среда (если, конечно, она изменялась). Этот подход позволяет определить степень сложности пространственной структуры, ее соответствие уровню развития города, а также сравнить ее с предыдущими этапами развития.

Кстати, собственную методику Данил Дегтярев начал разрабатывать еще во время учебы в университете. Тогда он историю Барнаула постигал в буквальном смысле на местности — исследуя старую часть города с выездом на интересующие его объекты. Так, он исследовал историю поселка Ильича, который на самом деле существовал в Барнауле, начиная с 1860 годов. Уже на местности он понял, что расположенные руины старого здания — не винокуренный завод Ворсиных, как считалось прежде, а остатки кожевенного завода Алтайского союза кооператоров.

Обнаружил он и то, что на участке в районе слияния Барнаулки и Пивоварки, где раньше располагался знаменитый содовый завод с примыкающим к нему поселком, ныне находится пустырь. Побывал он и на месте, где, предположительно, находился так называемый барнаульский Порт-Артур — поселок, появившийся после Русско-японской войны 1904-1905 годов под обрывом в восточной части Горы (в районе нынешней ул. Береговой). В этом месте прямо в обрыве демобилизованные солдаты копали землянки. Здесь Данил даже пытался найти хоть какие-нибудь следы пребывания «барнаульских порт-артуровцев», но этому помешали многолетние наслоения мусора в этой части города.
 

«Сегодня о прошлом Барнаула мы знаем гораздо меньше, чем не знаем, - говорит Данил. - Ведь интересующий меня период истории долгое время считался "проклятым царским прошлым", в котором если что и было, так это тюрьмы да каторги. Активно пересматриваться наша история начала в 1990-х годах, однако даже в это время ученых больше интересовали такие темы, как история самоуправления, история предпринимательства».

По мнению Данила Дегтярева, новая работа может заинтересовать как представителей городской власти, так и горожан, не равнодушных к истории родного города. Кроме того, информацию, содержащуюся в ней, можно использовать в рамках краеведческих курсов, а также во время туристических экскурсий по историческим местам.
 

«Занимаясь историей родного города, я не могу не признаться, что люблю Барнаул без каких-либо рациональных объяснений, — говорит Данил. — Конечно же, свою научную работу я постарался очистить от каких-либо эмоциональных оценок. Но я не исключаю, что они будут проскальзывать в определенных местах».

Автор: Наталья Катренко

Источник: газета «Вечерний Барнаул»

поделиться
https://www.asu.ru/?v=sw0