Онлайн-образование по-американски

22 декабря 2014 Управление информатизации

С 8 по 12 декабря 4 преподавателя АлтГУ — О.А. Ковалев, Е.А. Лепендин, А.В. Мансуров и Е.А. Савочкина — в рамках реализации Программы стратегического развития АлтГУ проходили обучение по программе повышения квалификации «Разработка и внедрение программ дистанционного обучения» на базе факультета подготовки преподавателей им. Mary Lou Fulton Arizona State University / Университет штата Аризона. Программа была реализована при помощи системы PLL (Professional Learning Library) факультета подготовки преподавателей Университета штата Аризона. Она включала в себя доклады преподавателей ASU, активно занимающихся онлайн-обучением, выступления представителей других вузов, а также групповые дискуссии.

Участники мероприятия — преподаватели Алтайского государственного университета, неравнодушные к развитию электронного обучения в АлтГУ, — охотно поделились своими впечатлениями о поездке.

Лепендин Андрей Александрович, доцент кафедры прикладной физики, электроники и информационной безопасности ФТФ, к.ф.-м.н.

С 6 по 18 декабря я и несколько моих коллег посетили Аризонский государственный университет (Arizona State University — ASU).

Основной целью нашего визита было участие в воркшопе «Establishing Online Education Programs», посвященном обсуждению отдельных аспектов создания, поддержания и развития образовательных онлайн-курсов в современных вузах.

Программа мероприятия была весьма насыщенной. Были затронуты практически все аспекты внедрения онлайн-технологий в образовательный процесс. Огромный блок лекций и обсуждений касался административных моментов, связанных с поддержкой преподавателей, использующих новые технологии для работы со студентами. На примере ASU отмечалось, что для эффективной работы необходимо четкое разделение обязанностей между структурами и отдельными сотрудниками — в вузе созданы отделы, связанные с методической поддержкой преподавателей, желающих перейти на новую технологическую платформу, с технической поддержкой, касающейся как оформления курса, установки и поддержания, а иногда и создания с нуля необходимого программного обеспечения, так и работы с видеозаписью лекций. Последняя потребовала от университета создания собственной студии для записи и монтажа отснятого материала. Были показаны интересные примеры того, как может происходить эффективное масштабирование нагрузки преподавателя в случае, когда от работы с одной-двумя группами студентов он в онлайн-образовании вынужден работать с огромной аудиторией в несколько сотен и даже тысяч человек.

Наиболее интересными мне показались выступления представителей ASU, в которых рассказывалось о современных технологиях адаптивного обучения. Нас познакомили с примером среды разработки онлайн-курсов «Smart Sparrow», позволяющей создавать сложные, визуально насыщенные интерактивные курсы. Их отличительной особенностью является возможность эффективного отслеживания всей статистики как по индивидуальным, так и по групповым трекам обучения студентов. Данная информация может помочь для отслеживания и корректировки «на лету» отдельных компонент курса, вызывающих по тем или иным причинам затруднения у большого числа обучаемых. Кроме того, при использовании подобных средств появляется возможность создавать индивидуальные траектории обучения в рамках заданного курса.  К сожалению, этот продукт достаточно дорог для лицензирования, но многие решения, близкие в идейном плане, можно найти и на других платформах.

В рамках занятий нам было продемонстрировано несколько действующих примеров веб-порталов, созданных сотрудниками ASU. Один из них представлял собой платформу для виртуальных путешествий по территориям, географически сложно достижимым для обучающихся. Она позволяет внедрять дополнительные научные сведения и соответствующие тестовые задания для контроля получаемых знаний. Подобный подход, в котором новые сведения не даются в готовой форме, а как будто открываются студентом заново, может достаточно широко применяться в различных курсах, но, естественно, будет требовать существенных материальных и временных затрат. Вдобавок его осуществление требует создания уже упомянутой структуры административно-технической поддержки преподавателей.

Не могу не отметить, что организаторы предоставили возможность для общения друг с другом представителям вузов и организаций из различных стран. Для удобства работы применялся созданный недавно портал pll.asu.edu, который, по замыслу представителей Аризонского университета, может стать одной из площадок для международного сотрудничества. Прошло несколько круглых столов, где нащупывались общие проблемы в области онлайн-образования. По их итогам можно сделать вывод, что движение как у наших коллег в российских и иностранных вузах, так и у нас идет примерно в одном направлении.

Александр Валерьевич Мансуров, доцент кафедры прикладной физики, электроники и информационной безопасности ФТФ, к.ф.-м.н.

Данный семинар оказался эффективным и полезным в плане получения передового опыта университета штата Аризона по организации и ведению дистантных курсов. Преподаватели-разработчики и преподаватели, которые ведут непосредственную работу с дистантными курсами, дали шанс познакомиться с выработанными и успешно реализуемыми моделями работы со студентами, обсудить проблемы и потенциальные перспективы развития в данном направлении.

Было приятно понимать, что даже такой крупный вуз США делал те же шаги, что сейчас делает и наш университет. Опыт и знания, накопленные в процессе пошагового решения проблем, например, интеграции процесса дистантного образования в face-to-face-курсы, последовательного перехода к гибридной и, далее, полностью дистантной форме обучения, являются действительно уникальными.

Отдельный интерес вызвали и технические стороны организации процесса онлайн-образования — используемые среды, программные продукты, механизмы взаимодействия со слушателями и контроля учебной деятельности. Это, несомненно, можно столь же успешно использовать и в нашем университете при разработке собственных курсов для программ дистантного обучения. По крайней мере, у меня уже есть несколько собственных идей и вариантов, как сделать что-то аналогичное в наших условиях. Интересна идея использования виртуальных моделей и игрового подхода (т.н. геймификация), что позволяет студентам изучать процессы и явления в динамике при различных условиях, увидеть и попробовать осуществить то, что и в рамках обычных условий может быть не всегда возможно или доступно.

Надеюсь, что идея организаторов семинара по созданию единой партнерской сети преподавателей онлайн-курсов, реализованная на базе образовательной среды университета шт. Аризона — Professional Learning Library — найдет свое достойное развитие в будущем. Это не только перспективы обмена опытом и обсуждение идей, но и полноценный обмен разработанными курсами, новые горизонты глобального международного сотрудничества.


Отдельное спасибо организаторам за возможность познакомиться и с обычной жизнью американского университета. Этому способствовала и теплая, практически летняя, по нашим меркам, погода — в перерывах можно было насладиться прогулкой по территории кампуса, увидеть, как живут американские студенты, насколько практично обустроена университетская территория. За время семинара у нас была возможность увидеть не только территорию университетского кампуса, но и оснащение и возможности корпусов и лабораторий университета. Так, корпус School of Earth and Space Exploration просто впечатляет своими лабораториями, IMAX 3D кинозалом для эффективного использования визуальных технологий в обучении, набором реализуемых научных программ, таких как совместные исследования с NASA и запуск собственного университетского искусственного спутника Земли с исследовательской аппаратурой на борту.

Елена Александровна Савочкина, заведующая кафедрой германского языкознания и иностранных языков, к.ф.н.

Что я прежде всего отметила для себя из занятий в Аризонском университете?

1. Абсолютно все члены научного сообщества (а таковых создается сколько угодно на платформе онлайн-библиотеки университета) контактируют, обмениваются информацией и дискутируют.

Доступ к сообществам имеют выпускники и учителя средних школ! (Учителя школ повышают квалификацию онлайн при университете). Практически весь контент доступен зарегистрированным членам сообщества.  При необходимости можно запросить разрешение на доступ к контенту у автора.

2. Профессор сам разрабатывает онлайн-курс. Его аудиторная нагрузка невелика (скажем, одна группа, чтобы не терять связи со студентами и стадиями внедрения курса в жизнь). Но у профессора полная ставка и зарплата. Нанимается ряд ассистентов, которые помогают реализовывать онлайн-курсы (за половину оклада профессора), они реализуют готовый курс, без самодеятельности. Есть постоянное общение в горизонтали (ассистенты между собой) и вертикали (ассистенты с профессором и студентами).

3. В функционирующем онлайн-курсе крайне важны виртуальные манипуляции и звуковые инструкции, повышающие степень интерактивности курса. Крайне важна и быстрая реакция учителя на ответ студента.

4. Разработкой онлайн-курса занимается группа в 4–5 человек. Обязательна техническая поддержка со стороны тех, кто снимает видеоролики, делает графику и работает с системами Quicktime, Kaltura, Smart Sparrow и т.д.

5. За работу в онлайн-системе университета студенты платят $50 в семестр. Это позволяет содержать штат сотрудников. Отдельно — техподдержка, регистрация участников, размещение контента, мониторинг использования курса каждым учеником, конкурс на лучший курс.

6. Очень много гибридных курсов, объединяющих аудиторное и онлайн-обучение. Часто курс может быть рассчитан на студентов, для которых он является и не является профилирующим. У участников есть право выбора разделов. Они могут начать с абсолютно любой точки курса и выполнять его модуль за модулем. То, что непрофильным специалистам не нужно (например, в курсе химии для физиков), просто не выбитается. Это очень интересно, но наши стандарты скорее всего не позволят такого сделать.

7. Есть связи университета и работодателя, готового платить за своих сотрудников. Это сеть кофеен Starbucks. В основном поддерживаются сотрудники, ранее обучавшиеся в ASU, но не имеющие возможности более платить за обучение.

Олег Александрович Ковалев, заведующий сектором по обеспечению информационно-дистанционных технологий в образовании, к.ф.н.

Поразило прежде всего количество человек, занимающихся обычно онлайн-образованием. Это, как правило, большой коллектив, включающий, профессионалов в разных сферах — программистов, дизайнеров, педагогов и пр. (Для сравнения, у нас в аналогичную структуру — сектор по обеспечению развития информационно-дистанционных технологий — входит реально два человека, один из которых является также главным редактором сайта АлтГУ).

Поразил воображение и уровень финансовых затрат, связанных с онлайн-образованием. Это еще раз подтвердило мое представление о высокой затратности данного типа обучения.

С другой стороны, многие проблемы, о которых говорили лекторы, хорошо нам знакомы. Так, по статистике 70% преподавателей вуза ничего не знают об онлайн-образовании. Однако всегда есть свои чемпионы, передовики в этой области, и они должны стать своего рода евангелистами, проповедниками нового учения. Говорилось и о необходимости организации учебы преподавателей, обмена опытом, о необходимости четких инструкций для студентов, о том, что курсы ДО и онлайн-курсы — это совершенно разные вещи.

Так же, как и у нас, переход к онлайн-образованию рассматривается в ASU как естественное расширение образовательной культуры.

Интересно, что в Аризоне онлайн-студенты — это в основном люди, которые работают по специальности, люди с опытом. Им нужна степень, чтобы получить повышение, а работа у них уже есть. Это существенно меняет мотивацию обучающихся и как бы автоматически снимает многие проблемы, связанные с вовлечением студентов в электронное обучение.

Впечатлили примеры отдельных разработок электронных курсов. Однако, увы, этот опыт при нынешнем уровне финансирования онлайн-обучения в нашем университете неприменим. В то же время я убедился в том, что не менее, чем финансирование, важна такая вещь, как информационная культура преподавателей. Онлайн-обучение эффективно лишь в том случае, если уровень данной культуры достаточно высок, и в этом плане, я думаю, мы не уступаем многим вузам, справедливо гордящимся своими достижениями. Технологии — далеко не все, намного важнее педагогический коллектив, способный к их освоению. В этом смысле мне показался характерным вопрос, заданный одному из докладчиков представителем Казанского федерального университета, где достаточно давно на платформе Moodle создан мощный образовательный портал. Как быть, если в вузе существует огромный центр, занимающийся разработкой онлайн-образования, создано огромное количество курсов, но студенты даже не знают о их существовании?

Чего нам точно не хватает — так это отлаженной практики по оцениванию курсов. В Аризонском университете в процесс оценивания вовлечены сами студенты. При этом бывает так: преподаватель затратил много времени на курс, а студентам он не нравится. Еще одна психологическая проблема, которая и нам хорошо знакома: педагоги боятся, что их будут оценивать. Но опять-таки, в отличие от нашего университета, в Аризоне оценкой курсов занимаются специальные сотрудники. Они же, по-видимому, производят и мониторинг системы.

Запомнилось выступление Ариэля Анбара из Аризонского университета, обозначившего такой принцип обучения, как «образование через исследование» — вероятно, потому, что это соответствовало и моим собственным представлениям о преимуществах онлайн-обучения: в идеале студенты здесь более активно осваивают информацию. Как известно, знания, которые достаются без труда, неэффективны.

Если говорить в целом, знакомство с чужим опытом было полезным. Главное — оно убедило нас в том, что Алтайский университет движется в правильном направлении. А результативность этого процесса зависит прежде всего от отношения руководства университета к развитию электронного обучения.

поделиться
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
https://www.asu.ru/?v=sw0