20 ноября 2020 г. Министерство науки и высшего образования РФ присвоило Алтайскому государственному университету статус федеральной инновационной площадки «Новые модели педагогического образования в университете».
Цель инновационного образовательного проекта, определенная ФИП, – разработка и апробация новых моделей системы подготовки педагогических кадров в университете, основанной на идеях целостности, непрерывности, опережающего развития, индивидуализации, направленной на удовлетворение потребностей региона в высококвалифицированных педагогах новой эпохи, лидерах образования как инновационном ресурсе развития образовательной отрасли.
Период реализации инновационного образовательного проекта – январь 2021 г. – сентябрь 2025 г.
Модель деятельности ФИП представляет собой единство целевых, содержательных процессуальных характеристик, механизмов построения сетевого взаимодействия с другими субъектами образовательной политики региона.
Новые модели педагогического образования в классическом университете, созданные с учетом требований ФГОС нового поколения, Национального проекта «Образование», статуса АлтГУ как опорного вуза региона, включают:
- традиционную модель педагогического образования, качественно преобразованную в контексте межнаучной и междисциплинарной парадигмы как важнейшей методологической основы инновационных процессов, происходящих в системе классического университетского образования. С другой стороны, новое качество реализуемой традиционной модели привносится за счет осуществления новых подходов к обеспечению целостности этапов профессионального становления педагогов в преемственных связях «школа-вуз-школа»;
- модель педагогического образования, имманентно присущую классическому университету, в котором мощная фундаментальная подготовка студентов бакалавриата, владение ими на глубоком научном уровне содержанием предметной области в дополнении к психолого-педагогической подготовке на уровне магистратуры, становится решающим фактором в подготовке высококвалифицированных, высококонкурентных педагогических кадров;
- модель педагогического образования, в рамках которой осуществляется обучение по индивидуальному образовательному маршруту в системе профессионально-педагогической подготовки «2+2» (Профессиональное самоопределение в университете с выбором педагогической профессии). Студентам предоставляется возможность формировать данный маршрут обучения, осуществлять выбор дополнительного профиля к основному ядру образовательной программы на 3-ем и 4-х курсах, менять направление обучения не только в бакалавриате, но и после его окончания;
Основная идея инновационного образовательного проекта заключается в том, что в условиях глобализирующегося общества, его современных вызовов и трендов университет как образовательное учреждение классического типа и драйвер инновационных преобразований становится в регионе ведущим научно-образовательным центром в развитии современной системы педагогического образования, призванной стать «каркасом когнитивного общества», опережающим образом формирующим интеллектуальный потенциал страны. Реализация данных возможностей с помощью специально разработанных специфических механизмов и их включения в систему педагогического образования позволит существенно повысить его качество и подготовить педагогов новой формации для образовательной отрасли региона.
Федеральные инновационные площадки (ФИП) – организации, осуществляющие образовательную деятельность, либо иные действующие в сфере образования организации, а также объединения таких организаций, независимо от их организационно-правовой формы, типа, ведомственной принадлежности, реализующие инновационные проекты или программы, которые имеют существенное значение для обеспечения модернизации и развития системы образования с учётом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования (ст. 20 ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации»).