Приоритеты системы управления Алтайским государственным университетом

В АлтГУ сформирована эффективная комплексная система стратегического управления на основе сочетания программно-целевого и проектного подходов, а также вовлечения органов власти, общественных и бизнес-структур региона в систему коллегиального принятия стратегических решений. Функционируют Попечительский совет, Совет почетных профессоров, Совет выпускников, Клуб директоров, экспертные советы. Разработанная на основе подходов mechanism design cистема эффективных контрактов и KPI, а также система кадрового резерва и мотивации обеспечили победу университета в трех конкурсных отборах МОН РФ и успешную реализацию Программы стратегического развития (2012-2016 гг.), Программы преобразования университета в центр инновационного, технологического и социального развития Алтайского края (2017-2019 гг.) и Программы развития АлтГУ как опорного вуза РФ (2017-2021 гг.).

Характеристики модели управления реализацией программы развития:

В университете создан офис проектного управления для реализации программы развития и работают проектные группы. Проведена серия обучающих мероприятий более 40% работников управлению изменениями с привлечением ведущих консультантов из Московской школы управления «Сколково», ВШЭ, НГУ, ТГУ. Внедрена система менеджмента качества, повышающая уровень «стандартизации» процессов подготовки и принятия решений. Введена должность проректора по цифровой трансформации; инициировано внедрение ERP, BPM и BI-систем; открыты центры компетенций НТИ по направлению «Технологии хранения и анализа больших данных» и прикладного анализа данных.

Основные планируемые изменения в системе управления: Совершенствование комплексной системы стратегического управления, в том числе программы развития:

  • формирование эффективной системы управления изменениями, включение принципов BSC в систему программно-целевого планирования, развитие матричного подхода в управлении;
  • повышение активности персонала в выработке инициатив по вопросам развития и управления университетом;
  • формирование целевой корпоративной модели компетенций НПР и АУП, в т.ч. надпрофессиональных;
  • создание инновационно- активной среды, поддерживающей процесс управления изменениями на постоянной основе;
  • совершенствование организационной структуры и процессов управления с использованием современных технологий;
  • расширение участия региональных органов власти и бизнеса в управлении университетом (участие в работе попечительского и экспертных советов, совместное формирование компетентностной модели выпускника, экспертиза соответствия компетенций и уровня подготовки, профессиональные модули, практики, ВКР).

Направлениями и механизмами модернизации системы управления станут:

Направление 1. «Управление вовлеченностью» (обеспечит трансформацию университета по ключевой характеристике целевой модели «инновационный»):

Механизмы: создание HR-офиса, развитие меритократической корпоративной культуры изменений, формирование мотивации к непрерывному развитию и профессиональному росту; формирование высокоэффективного среднего управляющего персонала с целевыми компетенциями и четкими зонами ответственности; проведение мероприятий по внедрению корпоративной культуры стремления к изменениям и превосходству; институциональная поддержка внедрения культуры, ориентированной на изменения и инновации.

Направление 2. «Управление самоорганизацией и проектное лидерство в действии» (обеспечит трансформацию университета по ключевой характеристике целевой модели «междисциплинарный»):

Механизмы: децентрализации решений при реализации программы развития, формирование управленческих знаний и компетенций, соответствующих целевой корпоративной модели, ускоренное развитие ключевых управленческих умений и компетенций; отработка навыков принятия управленческих решений в условиях неопределенности с использованием современных подходов; формирование междисциплинарной сетевой команды лидеров изменений на всех уровнях организации; развитие системы мотивации и стимулирования; концентрация ресурсов в междисциплинарных центрах превосходства; отказ от неэффективных направлений деятельности и перераспределение материальных, финансовых, интеллектуальных ресурсов на точках роста.

Направление 3 «Управление интеграционными процессами и цифровой трансформацией» (обеспечит трансформацию университета по ключевой характеристике целевой модели «цифровой»):

Механизмы: укрупнение учебных подразделений в целях развития междисциплинарности, разработка цифровых сервисов поддержки принятия управленческих решений; механизмов внутренней и внешней обратной связи; совершенствование межфункционального взаимодействия административных подразделений.

Процессы согласования мероприятий стратегических и институциональных проектов в рамках политик будут основаны на матричной структуре управления и принципе двойного подчинения исполнителей - функциональному руководителю и руководителю проекта. Ресурсы между проектами будут перераспределяться не реже 1 раза в год пропорционально фактическому влиянию проекта на показатели результативности и эффективности программы, качество обучения.

Версия для печати Обновлено 17.10.2021