Приоритеты образовательной политики АлтГУ на 2021-2030 годы

С 2017-2021 гг. университет разработал 269 (70%) новых образовательных программ всех уровней обучения, ориентированных на запросы развития экономики и социальной сферы Алтайского края. Университет выиграл конкурс Минобрнауки РФ по разработке инновационных программ в рамках ФЦП «ФАРМА- 2020», которые внедрены в ведущих университетах России. Для удовлетворения кадровых потребностей цифровой экономики региона в 108 программ включены модули по формированию цифровых компетенций. Внедрена модель обучения на основе исследований и разработок, нацеленная на подготовку выпускников для новых рынков и технологий с приоритетом для цифровой экономики, реализовано 32 стартап-проекта. В кооперации с вузами Китая, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана реализуется 38 совместных и двудипломных образовательных программ.

Созданы условия для перехода к модели индивидуальных образовательных траекторий студентов: с 2021 г. внедрен модуль «Университетское ядро» как базис для формирования универсальных и общепрофессиональных компетенций; разработано содержание «Общепрофессионального модуля» и «Профессионального модуля»; создана модель экспертной оценки для наполнения банка образовательного «меню» выборных дисциплин (модулей) из разных профессиональных областей.

Под меняющиеся условия профессиональной деятельности и социальной среды разработаны и реализуются более 400 программ ДПО.

Цель образовательной политики: развитие инновационной открытой образовательной экосистемы университета, основанной на выявлении и привлечении талантов, индивидуализации, междисциплинарности, креативности, сетевых форм обучения, обеспечивающей максимальную реализацию творческого потенциала обучающихся с постоянным обновлением знаний и удовлетворением запросов бизнеса, общества и личности с приоритетом для цифровой и «зеленой» экономики, экологии.
Ключевой приоритет 1: Развитие экосистемы выявления, поддержки и сопровождения талантов, направленной на раскрытие исследовательских навыков, критического мышления, проектных компетенций обучающихся, обеспечивающие поступление в Алтайский государственный университет, успешную самореализацию, личностную и профессиональную траектории развития.

Направление 1.1. Развитие олимпиадного движения в региональной системе образования и создание международного олимпиадного центра для выявления талантливых обучающихся, проявляющих выдающиеся способности в учебе, науке, научно-техническом творчестве.

Направление 1.2. Социально-педагогическое сопровождение талантливых детей из сельских школ Алтайского края с осуществлением поддержки профессиональной ориентации, развитие их мотивации поступления в АлтГУ (формирование лояльного отношения к вузу под влиянием референтной группы сверстников, преподавателей; удовлетворение потребности в признании учебных достижений и осмысление возможности самореализации в университете; дополнительные баллы при поступлении за участие в олимпиадах соответствующего уровня; повышенные стипендии для победителей олимпиад и учебные достижения и др.). Создание регионального специализированного учебно-научного центра (СУНЦ) интернатного типа, реализующего программы среднего общего образования с углубленным изучением отдельных предметов.

Ключевой приоритет 2. Формирование инновационной образовательной экосистемы с постоянным обновлением технологий обучения и образовательных программ на основе взаимодействия образования, науки, бизнеса, сетевых моделей ускоренного трансфера знаний с приоритетом для цифровой и «зеленой» экономики, экологии.

Направление 2.1. Реализовать модель индивидуальных образовательных траекторий («2+2+2») для персонализированного обучения на протяжении всей жизни с применением инструментов организации проектной работы, современных цифровых и дистанционных образовательных технологий, сетевых форм, междисциплинарных модулей, параллельного обучения по двум и более образовательным программам.

Направление 2.2. Междисциплинарная опережающая подготовка специалистов по интегрированным программам всех уровней образования ориентированная на интенсивное наращивание научно-технологического потенциала и интеллектуального ресурса, необходимого для реализации стратегии научно- технологического развития РФ, нацпроекта «Наука и университеты» и стратегии социально-экономического развития Алтайского края.

Направление 2.3: Развития студенческого технологического предпринимательства по модели стартап как диплом с коммерциализацией результатов исследований по двум уровням: бакалавриат – школа перспективных технологий и инновационного предпринимательства; магистратура - стартап - студия с форматом от учебной фирмы до технологической компании.

Направление 2.4: Развитие системы ДПО на основе персонифицированной модели обучения, цифровых решений, реализации сетевых программ с индустриальными партнерами, обеспечивающей опережающее развитие кадрового потенциала цифровой экономики и социально-культурной сферы региона в соответствии с интересами научно-технологического развития Алтайского края и РФ.

Ключевой приоритет 3: Повышение конкурентоспособности университета через расширение экспорта образования и научно-образовательных проектов на основе сетевого взаимодействия с вузами стран Большого Алтая и Центральной Азии.

Направление 3.1. Повысить привлекательность и конкурентоспособность образовательных программ университета на образовательном пространстве стран Большого Алтая и Центральной Азии.

Обеспечить широкое внедрение востребованных экспортно-ориентированных сетевых программ, в том числе на иностранных языках, в странах Большого Алтая и Центральной Азии с приоритетом для цифровой и «зеленой» экономики, экологии, историко-культурного наследия Большого Алтая. Обеспечить реализацию совместных образовательных программ с ведущими российскими и зарубежными вузами, входящими в топ-500 глобальных институциональных рейтингов ARWU, QS или THE и топ-200 предметных рейтингов ARWU, QS или THE.

Реализовать мероприятия, направленные на развитие института опорных ресурсных центров (филиалов) для привлечения талантливых иностранных студентов, аспирантов, ученых и педагогов из стран Большого Алтая и Центральной Азии. Обеспечить программу адаптации и трудоустройства иностранных выпускников на территории Алтайского края.

Подробнее с содержанием работы по каждому приоритету можно ознакомиться в pdf-версии программы.
Версия для печати Обновлено 17.10.2021