Цифровая безопасность и защита от мошенничества. Информация для сотрудников и студентов АлтГУ

В Алтайском государственном университете открыта горячая телефонная линия вуза – 296-677. Если вы стали жертвой мощенничества — обратитесь по этому телефону. 

Способы совершения мошенничества в цифровом пространстве постоянно меняются. Мошенники могут позвонить вам на телефон, написать в мессенджере или социальной сети, отправить письмо на почту.

Однако соблюдение следующих правил поможет вам оставаться под защитой:

Правило №1
При звонке с неизвестного номера и малейших подозрениях прекратите разговор, блокируйте номер. Не совершайте операций по инструкциям звонящего. 

Правило №2
Будьте осторожны при открытии ссылок, полученных в мессенджерах или социальных сетях. Они могут вести на поддельные (фишинговые) сайты, созданные мошенниками для введения вас в заблуждение и кражи ваших данных.

Правило №3
Не демонстрируйте экран своего телефона незнакомцам или малознакомым людям при звонках через мессенджеры, так мошенники могут запросить смену телефона в сервисе и считать СМС-код на экране.

Правило №4
При получении писем с заманчивыми предложениями или огромными скидками будьте внимательны. Проверяйте почтовый адрес отправителя и ссылки в письме. Часто такие сообщения рассылают мошенники с целью украсть ваши деньги.

Правило №5
Коды подтверждения из СМС и push-уведомлений, используемые при входе в аккаунты различных ресурсов, необходимы вам и только вам. Требовать их разглашения будут только злоумышленники.

Правило №6
Включите двухфакторную аутентификацию везде, где возможно. Это повысит защищенность вашего аккаунта.

Правило №7
Регулярно обновляйте операционные системы и приложения. В них содержатся исправления уязвимостей.

Правило №8
Используйте обновлённое антивирусное программное обеспечение на ваших ноутбуках, смартфонах и планшетах.

Правило №9
Установите приложение для фильтрации входящих вызовов. Оно оградит от нежелательных звонков и мошенников.

Правило №10
Старайтесь не сохранять пароли в браузере вашего устройства. Воспользуйтесь менеджером паролей. Он создаст сложный пароль и будет надёжно его хранить.

Правило №11
Создавайте уникальные и надёжные пароли для всех аккаунтов. Не вводите данные и не входите при помощи Google, Mail, Яндекс, ВК и подобных аккаунтов на ресурсы, в которых вы не уверены. Это могут быть мошеннические сайты.

Правило №12
Не скачивайте файлы и не запускайте программы из подозрительных писем. Это может привести к заражению вашего устройства вредоносным ПО.

Но как определить, какое сообщение, письмо или звонок являются подозрительными? В первую очередь - следует обратить внимание на приведенные ниже маркеры.

Вам звонят на телефон или мессенджер и...

  • ...представляются руководством вуза или работником банка; сообщают о проведении в отношении вас расследования и говорят, что с вами свяжется представитель МВД или ФСБ. 
  • ...пытаются оформить на вас кредит, просят данные для перевода средств на безопасный счет.
  • ...в целях предотвращения кражи денег просят предоставить информацию о…
  • ...просят снять ваши деньги со счета и в целях сохранности перевести их на безопасный счет.
  • ...говорят, что вы никому не должны сообщать о разговоре, иначе будете привлечены к уголовной ответственности.
  • ...просят продиктовать код из полученного вами смс.
  • ...говорят, что ваш родственник совершил правонарушение или является потерпевшим, просят перевести деньги на счет, который сообщает собеседник.
  • ...сообщают, что за вами числится задолженность и, чтобы у вас не конфисковали имущество, просят перевести сумму долга на указанный собеседником счет.

Не продолжайте разговор, если слышите подобные фразы. Если сомневаетесь — обратитесь в банк или организацию, сотрудником которой представился звонивший, свяжитесь сами с потерпевшим по телефону, чтобы проверить информацию.
Отдельно помните, что сотрудники правоохранительных органов и банков никогда не звонят в мессенджеры.

Вы открываете мессенджер, соцсеть или электронную почту и видите...

  • ...что ваш знакомый в переписке общается не как обычно или внезапно просит в долг денег .
  • ...сообщение о выигрыше, бесплатной подписке на сервис или иной немеденной выгоде, а так же форму для заполнения или ссылку на сайт, о котором вы никогда не слышали.
  • ...просьбу поучавствовать в голосовании или подписать петицию, со ссылкой на неизвестный сайт.
  • ...опечатки, логические нестыковки, лишние символы.
  • ...отсутствие прямого обращения к вам по имени, вместо него используется обращение типа «Друг!», «Дорогой друг!», «Абонент» или иное обобщение.
  • ...кричащую манипулятивную фразу, напирающую на срочность или угрозу вашей безопасности.
  • ...несовпадение адреса и подписи отправителя.

Игнорируйте подобные сообщения. Ни в коем случае не отвечайте на них, не переходите по ссылкам  и не загружайте вложенные файлы. 
В случае с просящим в долг знакомым — позвоните ему по телефону и убедитесь, что он это он.
Если после прочтения вам покажется, что если вы сейчас же не сделаете того, о чем вас просят, то попадете в неприятную ситуацию — просто воспользуйтесь поисковым сервисом и найдите компанию, партнера или клиента, от чьего имени вам пришло сообщение. Свяжитесь с ними по любому другому каналу связи и узнайте, отправляли ли они вызвавшее ваше подозрение письмо.

Немного о безопасности в интернете

  1. Покупка через интернет по объявлениям. Не сообщайте никому данные своей карты и смс-коды.
  2. Фейковые сайты продаж. Не переводите деньги без проверки неизвестного сайта.
  3. Не реагируйте на сообщения с большими процентами по вкладам на интернет-сайтах.

Помните: если вы ― сотрудник или студент Алтайского государственного университета ― и стали жертвой мошенников или подозреваете, что в отношении вас планируются противоправные действия, незамедлительно обратитесь в полицию по телефону 02, 102 либо 112.

Запрет на получение кредитов и займов на Госуслугах

Запрет на заключение с вами договоров кредита и займа означает, что никто не сможет оформить их на ваше имя — ни вы, ни мошенники. При учете роста числа мошеннических схем, направленнех на хищение личных данных или получение доступа к личному кабинету Госуслуг жертвы, для снижения рисков можно воспользоваться этой опцией. Опция начнёт работать только после даты установления, на оформленные ранее кредиты и займы установка запрета не повлияет.
Установить запрет могут все граждане России и иностранцы:

  • у которых есть подтверждённая учётная запись на Госуслугах
  • указан ИНН в личном кабинете на Госуслугах

Запрет можно установить только на себя.

Порядок действий на Госуслугах
  1. Перейдите к услуге
  2. Проверьте ваши данные: ФИО, серию и номер паспорта, ИНН
  3. Выберите, какой вид запрета хотите установить: полный или частичный
  4. Проверьте сформированное заявление и подпишите его при помощи электронной подписи. Для установления запрета подойдёт любой вид электронной подписи
  5. Отправьте заявление. Срок его рассмотрения — до 2 календарных дней

Уведомления об установлении запрета придут от четырёх квалифицированных бюро кредитных историй (КБКИ). Они поступят в личный кабинет. Запрет начнёт действовать на следующий день после получения первого уведомления.
Услуга бесплатная.
Запрет устанавливается бессрочно, но в любой момент его можно снять.

Новости

https://www.asu.ru/?v=sw0