Социальная инженерия — это вид мошенничества и метод несанкционированного доступа к информации или системам, основанный не на техническом взломе, а на манипуляции психологией и доверием людей. Цель мошенника — обманом заставить жертву добровольно совершить определенные действия (раскрыть пароль, перевести деньги, установить вредоносное ПО) или выдать конфиденциальную информацию. Ключевая особенность социальной инженерии: атака направлена на самое слабое звено в системе безопасности — человека. Такое мошенничество можно разделить на три основные группы: телефонное мошенничество, мошенничество в мессенджерах и соцсетях, и фишинг.
Определение телефонного мошенничества и мошенничества в мессенджерах следует из названия. В совю очередь фишинг — это приходящие на электронную почту письма, замаскированные под подлинные послания от банков, лотерей, провайдеров, платежных систем и других организаций, а также от коллег и знакомых пользователя, в общем — от кого угодно. Это разновидность интернет-мошенничества, целью которого является получение от пользователя денег или конфиденциальных данных. Важно помнить, что электронная почта — один из важнейших каналов коммуникации. Мы ежедневно отправляем и получаем письма, пересылаем файлы и документы, храним в памяти почтового сервера самую разную информацию.
Не продолжайте разговор, если слышите подобные фразы. Если сомневаетесь — обратитесь в банк или организацию, сотрудником которой представился звонивший, свяжитесь сами с потерпевшим по телефону, чтобы проверить информацию.
Отдельно помните, что сотрудники правоохранительных органов и банков никогда не звонят в мессенджеры.
Игнорируйте подобные сообщения. Ни в коем случае не отвечайте на них, не переходите по ссылкам и не загружайте вложенные файлы.
В случае с просящим в долг знакомым — позвоните ему по телефону и убедитесь, что он это он.
Если после прочтения вам покажется, что если вы сейчас же не сделаете того, о чем вас просят, то попадете в неприятную ситуацию — просто воспользуйтесь поисковым сервисом и найдите компанию, партнера или клиента, от чьего имени вам пришло сообщение. Свяжитесь с ними по любому другому каналу связи и узнайте, отправляли ли они вызвавшее ваше подозрение письмо.