Учебный год начался. Но некоторые студенты и преподаватели, вышедшие из отпуска, не могут настроиться на рабочий лад. «ЗН» изучила вопрос и разобралась, как войти в учебное и рабочее время без ущерба для себя и работы. Почему так происходит?
Евгений Зверев, врач-психиатр, старший преподаватель кафедры клинической психологии АлтГУ объясняет:
— Представим, что наш мозг — большое производство. Во время отдыха он производит 100 деталей, а при выходе на работу ему говорят делать 1000. Конечно, начинается сыр-бор во всех головных отделах. Если во время отдыха были задействованы одни участки, куда поступала глюкоза, то теперь ее нужно перенаправить в другие. Происходит адаптация. Мозг пытается найти недостающую энергию, перестраивать механизмы, которые, конечно, не успевают друг за другом. Как этого избежать? Адаптироваться плавно. В рабочий процесс нужно входить медленно, даже если горят дедлайны. Это как марафон — здесь важен темп. Если вы начнете бросаться сразу в огонь, можете выгореть.
Недостаток каких витаминов и микроэлементов снижает продуктивность
- Часто у женщин в возрасте от 18 до 30 лет наблюдается недостаток ферритина. После сдачи анализов и добавления в рацион железа работоспособность заметно растет.
- Мужчинам же стоит обратить внимание на значения тестостерона и проконсультироваться с эндокринологом.
- Стоит учитывать и то, что в нашем регионе большой дефицит витамина Д. При его большом недостатке в организме продуктивность также будет снижена.
Если говорить о препаратах, предназначенных для мозга, — ноотропах, то они не доказали свою эффективность. Поэтому лучшее лечение – профилактика и наблюдение за своим образом жизни.