PR-специалист глазами абитуриентов

21 июня 2012

Студенты отделения связей с общественностью исследовали отношение абитуриентов к профессии пиарщика.

Пилотное социологическое исследование было проведено третьекурсницами Дарьей Капустиной и Кристиной Ленковой в апреле 2012 года среди барнаульских школьников 10-11 классов. Оно позволило выяснить, какое представление высшем образовании и о профессии PR-специалиста имеют современные старшеклассники.

Исследование проводилось методом анкетного опроса. Всего в анкетировании приняли участие 50 человек из трех школ разных районов города.

Исследование показало, что 98% школьников собираются продолжить свое обучение в ВУЗе. На вопрос «Как, по вашему мнению, полученные в ВУЗе знания будут определять ваш доход и престиж после его окончания?» 32% школьников считают, что знания будут иметь решающее значение; по мнению 60% знания будут оказывать весомое влияние; 6% отметили, что знания будут оказывать слабое влияние, и лишь 2% ответили, что знания, полученные в ВУЗе, не будут оказывать никакого влияния на их дальнейшую жизнь. Среди преимуществ, которые дает высшее образование, основным, по данным исследования, является будущая работа респондента, которая благодаря знаниям, полученным в ВУЗе, может быть желанной, престижной и высокооплачиваемой. Данное преимущество отметили 58% опрошенных школьников. 16% отметили внутреннее саморазвитие и новые знания и навыки, которые могут помочь реализовать себя в жизни. 4% написали, что высшее образование дает большие перспективы.

Исследование показало, что наиболее известными для абитуриентов ВУЗами г. Барнаула являются Алтайский государственный университет и Алтайский государственный технический университет. При ответе на вопрос «Какие ВУЗы города вы знаете?» 92% испытуемых указали АлтГУ, 84% припомнили АлтГТУ. АлтГАУ указали 46%, далее в рейтинге известности идут АлтГМУ и ААЭП, их вспомнили 40% опрошенных. Далее АлтГПА – 30%, ВЗФЭИ – 24%, БЮИ – 20%, АлтГАКИ – 16%, АЭЮИ – 2%.

К выбору специальности абитуриенты относятся достаточно серьезно, для 76% опрошенных главным критерием выбора является интерес к будущей профессии. 60% отметили также, что в будущей специальности им важна возможность иметь высокооплачиваемую работу. 44% опрошенных ориентируются на престиж профессии. Достаточно важную роль при выборе специальности имеет знание определенных предметов: данный пункт указали 34% испытуемых. Далее идут такие пункты, как «требования родителей» и «жажда познания», они получили по 12%. 6% старшеклассников при помощи поступления в ВУЗ желают получить отсрочку от армии, и 4% затруднились ответить на данный вопрос.

Большинство школьников знают о проведении мероприятий для абитуриентов (86%), и 68% старшеклассников посещали какие-либо из этих мероприятий. Анализ наиболее популярных источников, из которых школьники узнают о предстоящих мероприятиях, показал, что официальные сайты университетов являются одними из важнейших способов донесения информации до абитуриентов. 54% опрошенных отметили официальные сайты источником получения информации. 42% указали, кроме того, родственников, друзей и знакомых. Учителей в школе отметили 36% старшеклассников и 32% указали средства массовой информации.

Что касается профессии «Связи с общественностью», то, согласно результатам исследования, большинство абитуриентов осведомлены о ее существовании, однако немногие понимают ее сущность.

На открытый вопрос «Что такое связи с общественностью, в вашем понимании?» 56% школьников назвали некоторые аспекты профессии. Из них 38% сказали, что связи с общественностью – это реклама. Остальные указали такие аспекты, как продвижение, раскрутка, работа с обществом, журналистика, ответственность за репутацию и лицо компании, выяснение общественного мнения, проведение различных мероприятий, разработка креативных идей, выстраивание взаимоотношений между обществом и различными коммерческими объектами, политическое взаимодействие с обществом. Каждый из данных респондентов отмечал определенную часть понятия «связи с общественностью», определения даны не полные, но указаны верные аспекты деятельности PR-специалиста. И только один респондент (2%) написал полное определение понятия «Связи с общественностью», отметив даже язык, с которого данное понятие произошло. Поскольку ученики школы, в которой учится респондент, имеют возможность выхода в сеть Интернет, авторы исследования предполагают, что данное определение было скопировано оттуда.  42% не ответили на вопрос либо дали некорректные ответы.

На вопрос «В каких сферах, по вашему мнению, может работать PR-специалист?» 40% испытуемых считают, что пиар-специалист может работать в политике, 30% - в сфере международных отношений. Сферу спорта отметили 28% школьников, бизнес – 20%. По 6% получили органы власти и силовые структуры. 16% старшеклассников отметили, что специалист по связям с общественностью может работать в любой сфере, 12% затруднились ответить.

36% считают, что данная профессия больше подходит женщине, 18% высказались, что это - профессия для мужчин. А по мнению 46% респондентов, пол не имеет значения.

Школьники также рассказали об ассоциациях с понятием "Связи с общественностью". Многие из них повторяли сущность понятия: «общение, коммуникация, работа с обществом» - 16%; «реклама» - 14%, «власть, политика, руководство» - 2%. 2% также отметили, что данное понятие вызывает отрицательные ассоциации, 2% написали в качестве ассоциаций «лень и умение врать». У 6% старшеклассников понятие PR вызвало математические ассоциации – «периметр, радиус, длина окружности и площадь круга».

Школьникам предложили составить психологический портрет PR-специалиста. И вот что получилось:
• Общительный (указали 30% испытуемых)
• Отзывчивый (указали 4 %)
• Понимающий (указали 4% испытуемых)
• Упрямый (указали 4% испытуемых)
• Добрый (указали 10% испытуемых)
• Представительный (указали 6% испытуемых)
• Воспитанный (указали 4% испытуемых)
• Сообразительный (указали 10% испытуемых)
• Умный (указали 14% испытуемых)
• Веселый (указали 6% испытуемых)
• Креативный (указали 10% испытуемых)
• Уравновешенный (указали 4% испытуемых)
• Расторопный (указали 4% испытуемых)
• Целеустремленный (указали 4% испытуемых)
• Терпеливый (указали 6% испытуемых)
• Обладающий чувством юмора - (указали 4% испытуемых)
• Эрудированный (указали 4% испытуемых)
• Ответственный (указали 6% испытуемых)
• Уверенный в себе (указали 4% испытуемых)
• Решительный (указали 4% испытуемых)

По мнению, старшеклассников, профессия PR-специалиста творческая, интересная, престижная, дает возможность работать в команде, востребована на рынке больших городов, высоко оплачивается и дает возможность для саморазвития, а также дает достаточно навыков для ведения собственного бизнеса.

Авторы исследования выражают благодарность заведующим учебной деятельностью и руководителям старших классов школ № 117, 128, 74 за помощь в проведении исследования.

поделиться
https://www.asu.ru/?v=sw0