Вузы прирастут интеллектом

22 сентября 2012

- Сегодня наше министерство достаточно много внимания уделяет вопросу качества образования. И происходит это не в виде деклараций, а на уровне изменения подходов к понятию качественного образования. Ведь оценка качества происходит не только на стороны Рособрнадзора, но еще и  работодателями и самими потребителями образовательных услуг. Поэтому мы говорим о необходимости развития региональных образовательных кластеров, об активном взаимодействии с работодателями. Системе образования предстоит решить трудную задачу: найти не сумму этих трех одинаково значимых компонентов, а их синтез. Какие при этом требуются критерии, подходы, какие нужны образовательные модели? Надеюсь, на форуме мы услышим ответы на эти вопросы, - заявила Ирина Апыхтина, зам. начальника отдела развития и нормативного регулирования в сфере дополнительного образования Министерства образования и науки РФ. 

Начиная с середины девяностых годов прошлого века в России происходило то, что принято называть образовательным бумом. Росло число вузов и студентов. Эта тенденция продолжалась до 2005-2006 годов. Но затем несколько серьезных внешних факторов повлияли на развитие высшего образования. 

- Демографический спад привел к тому, что мы потеряли около 30 процентов студенческого контингента. Мировой финансово-экономический кризис серьезно сказался на платежеспособности тех, кто хотел бы получить высшее образование. Но главная проблема заключается в том, что, расширив доступность образования, мы потеряли в его качестве. Мы присоединились к очень многим международным декларациям, в том числе, Болонскому процессу, и уже в 2011 году 80 процентов наших абитуриентов поступали по программе бакалавриата. В 2015-2016 году Россию ждет массовый выпуск не специалистов, а бакалавров, часть из которых будут продолжать свое образование в магистратуре, аспирантуре и докторантуре. То, как это будет складываться в реальности, остается одним из очень серьезных вопросов. Тем не менее, во главу угла модернизации нашего высшего образования поставлено именно его качество: это конкурентоспособность наших учеников, это конкурентоспособность нашей экономики и создание современных рабочих мест. Не случайно говорят, что выпускники Гарварда не ищут работу, а создают ее сами. Хочется, чтобы наши выпускники тоже создавали новые рабочие места, тем самым меняя экономику регионов и обеспечивая конкурентоспособность российской экономики, -  надеется директор института развития образования НИУ "Высшая школа экономики" Ирина Абанкина.

Правда, по ее словам, в России привыкли работать при расширяющемся рынке, когда спрос фактически подгонял предложение. Однако сегодня приходится действовать в условиях сжимающегося рынка, а соответствующих образовательных технологий у нас нет. 

- На сжимающемся рынке решать вопросы реструктуризации и повышения качества образования достаточно сложно, - говорит Ирина Всеволодовна. - Требуются концентрация ресурсов, выбор стратегии развития для каждого вуза. Перед вузами сегодня стоит еще одна очень важная задача: они должны стать центрами приращения интеллектуальной собственности. Если они сумеют взять на себя функции новых экономических агентов на современных рынках высокотехнологичной экономики, то станут лидерами инноваций в нашей стране. Кроме того, на повестке дня остро стоит вопрос равенства доступа к качеству образования. Как раз эти проблемы и обсуждаются сейчас на форуме "Алтай. Азия - 2012". 

Что касается законопроекта "Об образовании в РФ", который этой осенью будет вынесен на рассмотрение в Госдуме, Ирина Апыхтина сказала:

- Мы работали над ним, начиная с 2010 года. Даже по структуре он отличен от того закона об образовании, по которому мы работаем сейчас. Новый закон будет более похож на кодексы - и по форме, и по содержанию. Он несколько иначе структурирует систему образования. Впервые возникает ситуация, когда за пределы государственной оценки качества образования выносится выведена огромная подсистема дополнительного образования. И здесь содержится одна из самых и первоочередных проблем, которые сегодня стоят перед нами: нужно создавать механизмы оценки качества дополнительного профессионального образования (ДПО). ДПО становится бизнесом и будет жить по законам бизнеса и конкурентной борьбы. Сегодня мы говорим о таких достаточно уникальных вопросах как рейтингование образовательных программ ДПО. Не образовательных учреждений, как принято в мировом сообществе, а именно  образовательных программ. Вообще у нас сейчас три приоритета: подготовка высококвалифицированных рабочих кадров, создание иной  модели функционирования системы ДПО, а также организация сети образовательных учреждений высшего профессионального образования и внесение изменений в саму систему высшего профессионального образования. Эти вопросы предстоит решать очень быстро, поскольку от принятия закона до вступления его в силу срок очень небольшой.

Отвечая на вопрос "Какие дополнения лично вы внесли в законопроект, который будет вынесен на рассмотрение депутатами Госдумы?", Ирина Абанкина заметила:

- У меня есть несколько серьезных замечаний и предложений, но я не уверена, что они появятся в окончательной редакции. Дошкольному образованию уделено очень большое внимание, однако не решен вопрос о его сбалансированном финансировании. Также не решен существенный вопрос с урегулированием научных степеней и званий. Мы вступили в Болонский процесс, но у нас осталась прежняя уникальная система научных званий и адекватного взаимного признания в этом вопросе пока нет. Система образования для детей с ограниченными возможностями прописана чрезвычайно лапидарно и рамочно. Серьезных новых решений там, к сожалению, нет. Но больше всего меня, как экономиста, волнует то, что законопроект оформляет уже свершившиеся шаги в области образования и в нем нет нарождающихся реалий, современных образовательных механизмов. Так, в законе не зафиксировано право на некоммерческий франчайзинг и внедрение новых технологий. Образовательные программы - это рынок технологий и, пока мы на этом рынке не сможем позиционироваться, мы останемся очень замкнутым сообществом вузов. В документе ничего нет о современных страховых обязательствах, которые очень нужны. Мне жаль, что в процессе обсуждения ушли все статьи, касающиеся ответственности за предоставление некачественного образования. В целом, будущий закон получится очень сложным, поскольку многие социальные группы отстаивали в нем свои интересы: профессиональное сообщество, государство, работодатели и само общество. Законопроект по большей части носит обязательственный характер и в большей степени ориентирован на социальные гарантии, чем на эффективность развития. 

- Я согласна с Ириной Всеволодовной: законопроект фиксирует современное состояние нашего образования, - говорит Ирина Апыхтина. - Мы не внесли в него те реалии, на которые пока не выработаны соответствующие механизмы. Зато в нем появилась еще одна подсистема образования. Называется она дополнительная развивающая программа для взрослых. Пока она ничем не регламентирована. Но эта подсистема касается многих слоев населения: пенсионеры, мигранты, женщины, находящиеся в декретном отпуске. Раньше все эти программы носили внесистемный характер. И даже было непонятно, в чьей компетенции они находятся и кто ими должен заниматься. К таким программам относится, к примеру, подготовка водителей. Те люди, которые сейчас проходят курсы вождения, они какими должны быть водителями? Обучаются они по программам профессиональных водителей. И в этом моменте есть повод для большой  дискуссии. 

Оба эксперта отметили также логичность выбора одного из сибирских регионов в качестве площадки для проведения общероссийского образовательного форума.

- Алтайский край и его классический университет очень активно включились в процесс модернизации профессионального образования по многим направлениям. В том числе, по развитию высшего образования именно в кластерной модели. Мне кажется, у Алтайского края есть своя, особая миссия в развитии высшего образования в одном из пограничных регионов в условиях очень динамичного, бурного окружения азиатских соседей, - считает заместитель начальника отдела развития и нормативного регулирования в сфере дополнительного образования Министерства образования и науки РФ Ирина Апыхтина.

Источник: Российская газета

Автор: Зюзин Сергей

поделиться
Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
https://www.asu.ru/?v=sw0