Трасологическая школа

16 октября 2012

Трасологическая школа


Во второй половине сентября в хуторе Пухляковском Ростовской области проходила работа международной трасологической школы. Уже не первый год Институт истории материальной культуры Российской Академии Наук (ИИМК РАН) организовывает подобные мероприятия, собирающие молодых ученых, занимающихся археологической трасологией. В этом году и мне удалось принять в нем участие.

Первым, что приходит на ум при слове «трасология», является образ сыщика, изучающего следы от ботинок или протекторов шин на месте преступления. Однако существует и трасология археологическая. Основной задачей археологической трасологии является установление функций древних орудий. Орудия из различных материалов (камня, кости, рога, металла и др.) изучаются трасологами под микроскопом и на основании незаметных глазу микроследов, образовавшихся от работы по какому-либо материалу, делаются выводы о том, для чего использовалось орудие в древности.

«Наставником» студентов и аспирантов со всей России, а также Украины, был крупнейший в стране специалист в области трасологии, сотрудник экспериментально-трасологической лаборатории ИИМК РАН Евгений Юрьевич Гиря. Основой трасологической школы стал прочитанный им курс лекций по истории науки, современному оборудованию, методике анализа орудий. Однако и практической части было уделено немало внимания. Участники школы занимались изготовлением каменных и костяных орудий по древним образцам, выполняли ими различную работу: строгали и пилили дерево, мездрили и резали шкуры, чистили рыбу и резали мясо. После работы экспериментальные орудия изучались под микроскопами. С помощью сравнения микроследов экспериментальных (изготовленных и использованных в работе учеными) орудий и археологических (т.е. найденных в результате раскопок) определяется функциональное назначение каждого конкретного орудия. Так трасологии получают информацию о том, какой вид деятельности способствует образованию изучаемых типов микроследов.


Изучению археологии способствовала и обстановка, в которой жили участники. Местом проведения школы была выбрана база Донского археологического общества – археологический комплекс «Затерянный мир», находящийся на берегу Дона в хуторе Пухляковском. Сотрудниками Донского археологического общества была проведена большая работа по созданию археологического комплекса, в котором реконструированы целые поселки различных эпох: каменного, бронзового и железного веков. Комплекс является музеем археологической реконструкции под открытым небом, где каждый может пройти по «тропе истории», посетив дома, святилища, мастерские различных эпох человеческой истории, попробовать изготовить древние орудия, пострелять из лука и даже побывать внутри кургана.

Студент 101 группы ИФ
Вальков Иван

Версия для печати
поделиться