В течение трех дней филологи России делились своими тревогами по поводу сокращения бюджетных мест на филологические отделения университетов и педагогических вузов, говорили об уменьшении часов на преподавание русского языка и литературы в вузе и школе, снижении уровня речевой и гуманитарной культуры подрастающего поколения, о важности качественного филологического образования для воспитания молодежи и о необходимости сохранить это образование в России.
Тема сохранения и усиления роли русского языка и литературы как объединяющего фактора российского общества звучала в докладах профессора факультета журналистики МГУ им. Ломоносова, вице-президента Международного общества Ф.М. Достоевского И.М. Волгина, профессора кафедры методики, педагогики и психологии Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина Ю.Е. Прохорова, директора Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН, председателя Национального комитета славистов РФ А.М. Молдована и других.
Перед собравшимися с лекциями о проблемах российской идентичности, образе России в России и в мире, о роли литературы и русского языка в жизни каждого человека и общества в целом, об идеологии российского патриотизма выступили президент фонда «Общественное мнение» А.А. Ослон, директор ВЦИОМ В.В. Федоров, проф. МГИМО, ведущий передачи «Умники и умницы» Ю.П. Симонов-Вяземский; зам. начальника Управления Президента РФ по общественным вопросам О.Ю. Васильева и др.
Особый интерес присутствующих вызвали доклады председателя Комитета Государственной Думы по образованию В.А. Никонова, начальника Управления внутренней политики Администрации Президента РФ О.Ю. Морозова, первого заместителя Министра образования и науки Российской Федерации Н.В. Третьяк, которым было задано много вопросов. Особенно много вопросов вызвал доклад Н.В. Третьяк на тему «Какое образование нужно России сегодня». В частности заведующих кафедрами интересовал вопрос о том, «учитывает ли министерство при сокращении профессуры», кто через несколько лет, когда «закончится демографическая яма», будет готовить учителей-филологов и преподавателей русской филологии высших учебных заведений, если уменьшение бюджетного набора будет продолжаться.
На итоговом заседании семинара участники огласили проект Обращения к Президенту, в котором просят срочно вмешаться в ситуацию, при которой «происходит уничтожение русской филологии в высшей школе», а большинство факультетов и кафедр в этой сфере «скоро прекратят существование», и поручить Правительству Российской Федерации увеличить план набора на бюджетные места в бакалавриат и магистратуру по профилю «Отечественная филология» с численностью не менее 20 человек в академических группах; предоставить право высшим учебным заведениям устанавливать свои перечни вступительных испытаний по ЕГЭ (единые вступительные испытания — литература, русский язык, иностранный язык или история); предусмотреть возможность введения курсов по русской и мировой литературе и практикумов по креативному письму по всем направлениям бакалавриата. Кроме того, ученые требуют остановить непрерывно нарастающую бюрократизацию университетской жизни (составление дублирующих отчетов, планов, учебных программ).
При подготовке сообщения использованы материалы газеты «Коммерсант»