Этноконфессиональные процессы в Центральной Азии

7 ноября 2014 П.К. Дашковский
Факультет массовых коммуникаций, филологии и политологии

29–31 октября этого года на базе Алтайского государственного университета прошла II Международная научная конференция «Религия в истории народов России и Центральной Азии». Организатором конференции выступила лаборатория этнокультурных и религиоведческих исследований под руководством доктора исторических наук, профессора кафедры политической истории ФМКФиП Петра Константиновича Дашковского.

Данная конференция была приурочена к небольшому 5-летнему юбилею лаборатории этнокультурных и религиоведческих исследований (сокращенно — ЛЭРИ) АлтГУ. Первая конференция с аналогичным названием «Религия в истории народов России и Центральной Азии» прошла в 2011 г. и была приурочена к 10-летию кафедры религиоведения и государственно-конфессиональных отношений. Лаборатория была создана в 2009 г. в рамках бывшего тогда факультета политических наук. Уже тогда стало понятным, что реформа образования  в стране повлечет за собой объединение кафедр, сокращение контингента студентов и преподавателей. В этой связи становилась понятным, что кафедра религиоведение и государственно-конфессиональных отношений тоже вынуждена будет объединиться с каким-то подразделением. Это, собственно, и произошло в декабре 2013 г. в ходе объединения кафедры политической истории и кафедры религиоведения и государственно-конфессиональных отношений. В сложившейся ситуации лаборатория является фактически единственным специализированным научным центром в Алтайском крае и соседних регионах, который проводит целенаправленные этноконфессиональные исследования в трансграничном пространстве Сибири и Центральной Азии.

Тематика конференции была достаточно широкой и охватывала такие тематические блоки, как «Теория и история религиоведческих исследований», «Религиозное и религиоведческое образование», «Ранние формы религии и мировые конфесcии у народов Евразии в древности и средневековье», «История мировых религий и государственно-конфессиональных отношений в России и сопредельных странах» и современные этноконфессиональные исследования в регионах России и Центральной Азии». В работе конференции приняли участие в очной и заочной форме 109 человек из более чем 80 научных и образовательных учреждений из 9 стран: России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии, Белоруссии, Украины,  Монголии, Японии, Австрии.

По сравнению с предыдущей конференцией 2011 г., во-первых, существенно увеличилось количество участников — на треть, в т.ч. и ученых из других стран. Во-вторых, конференция в первый день проходила в формате пленарного заседания, а затем работало две секции — «Этноконфессиональные процессы и государственно-церковные отношения в евразийском пространстве» и «Теория и история евразийских исследований». В общей сложности за два дня работы было заслушано и обсуждено более сорока докладов. В-третьих, во время конференции работало две выставки книг. Первая была подготовлена нашей университетской библиотекой и касалась тематики конференции. Вторая выставка книг была подготовлена нами и называлась «Этноконфессиональные исследования в Сибири и Центральной Азии в трудах сотрудников лаборатории этнокультурных и религиоведческих исследований». В-четвертых, кроме секционных заседаний оргкомитет провел небольшой выездной научный семинар «Православие на Алтае», предусматривающий посещение православных храмов Барнаула XIX в., знакомство с музейными коллекциями Музея истории, литературы и культуры Алтая. Опыт совмещения теоретического обсуждения проблем со знакомством с архитектурой региона оказался вполне успешным. Наконец, нужно отметить, что оргкомитету удалось издать сборник материалов конференции в виде солидного тома в 42 печатных листа (!) до начала открытия самого мероприятия. Издавать материалы конференции до ее начала считается хорошей традицией в научном сообществе. При этом стоит обратить внимание, что материалы как этой конференции, так и предыдущей  размещены на сайте eLIBRARY и индексируются в системе РИНЦ, что особенно важно в плане развития востребованности научных изысканий.

Круг поднимаемых проблем на заседаниях конференции достаточно широк. В этой связи можно выделить несколько тематических блоков, которые охватывали иногда по несколько докладов. Во-первых, это особенности государственно-конфессиональной политики России в исторической ретроспективе, в т.ч. в Сибири и Центральной Азии. Именно с этой проблематики началась конференция после выступления к.и.н., доцента НИУ «Высшая школа экономики» (г. Санкт-Петербург) Р.Ю. Почекаева. Затем эта проблематика была развита в докладах к.и.н. М.В. Кащаевой и учеников д.и.н. профессора П.К. Дашковского — Н.С. Дворянчиковой, Н.П. Зиберт, А.А. Ядыкиной. Не менее значимым оказалось выступление д.и.н., профессора  ОмГУ (г. Омск) В.Б. Яшина, посвященное новым религиозным движениям, которые все активнее охватывают евразийское пространство после крушения СССР.  Заметный интерес вызвали доклады д.ф.н., профессора Л.М. Дмитриевой и д.ф.н., профессора Н.В. Халиной, посвященные  анализу изучения религиозности через данные лингвистики.

Ряд докладов касался истории отдельных религиозных течений в Сибири и Центральной Азии. В данной связи можно отметить выступление д.и.н., в.н.с. Института этнологии и антропологии РАН (г. Москва) Е.С. Данилко, посвященное истории старообрядчества и поискам Беловодья. К.и.н. М.М. Ларионов, являющийся представителем Семипалатинской епархии Православной Церкви (г. Семипалатинск, Казахстан), осветил в двух своих докладах особенности истории православной церкви в Восточном Казахстане, а также продемонстрировал возможности развития религиозного туризма в этом регионе. Д.и.н., профессор В.С. Бойко ознакомил слушателей с положением ислама в современном Афганистане. Определенную дискуссию вызвала группа докладов, в которых обсуждались возможности религиоведческих исследований по археологическим источникам. На такое направление исследований обратили внимание сотрудник Уральского государственного университета (г. Екатеринбург) О.В. Кузнецова, востоковед из  НГУ (г. Новосибирск) Е.В. Любимова, а также мои ученики Н.С. Гончарова и И.А. Мейкшан. Полезным оказался с практической точки зрения и доклад сотрудника  ГПНТБ (г. Новосибирск) В.В. Рыковой, которая осветила особенности доступа к информационным ресурсам библиотеки по тематике конференции.

Отдельно хотелось бы остановиться на наших совместных исследованиях с монгольскими коллегами. В частности, в рамках гранта РГНФ-МинОКН Монголия «Этнокультурные и политические процессы как факторы исторической динамики религиозной ситуации в трансграничном пространстве юга Западной Сибири и Западной Монголии» нами было проведено исследование, итоги которого были представлены совместно д.и.н., профессором П.К. Дашковским, к.и.н. Е.А. Шершневой и к.и.н. Б. Нямдоржем (г. Ховд, Монголия) в докладе, посвященном этноконфессиоальным процессам в Ховдском и Баян-Ульгийском аймаках. Кроме этноконфессиональной проблематики, на конференции поднимались вопросы в области философии религии, что было отражено в докладах д.ф.н., профессора С.А. Ан, к.и.н. Н.В. Бредихиной, К.С. Матицина и других докладчиков. В общем, спектр обсуждаемых проблем был весьма широк.


На конференции участники форума затрагивали вопросы о развитии азиатской проблематики в университете и векторе на создание на базе АлтГУ азиатского университета. По словам председателя оргкомитета д.и.н., профессора П.К. Дашковского, университет сейчас действительно активно движется в сторону создания азиатского университета. Для провинциального вуза это, с одной стороны, весьма амбициозная задача, а с другой — один из немногих шансов не только сохранить свои позиции на научно-образовательной арене, но и развиваться дальше. В противном случае в ходе проводимых Министерством образования и науки РФ реформ удержаться университету будет крайне сложно. В этом плане ректор АлтГУ С.В. Землюков и многие коллеги АлтГУ прилагают значительные усилия для движения к азиатскому университету, хотя дело это не быстрое и сопряжено с множеством трудностей.

Что касается азиатских исследований П.К. Дашковского, то он отметил, что они были начаты задолго до того, как возникла идея создания азиатского университета. Во-первых, обе диссертации П.К. Дашковского (кандидатская и докторская) были связаны с историей народов Центральной Азии, а соответственно, и публикации касались этой тематики. Во-вторых, еще в конце 1990-х — начале 2000-х гг. П.К. Дашковский совместно с д.и.н., профессором А.А. Тишкиным начинал этнокультурные исследования в Восточном Казахстане и в Западной Монголии. Тогда это были, по-сути дела, первые исследования АлтГУ, которые целенаправленно ориентированы на Центрально-Азиатский регион. Немного позднее этой территорией заинтересовались биологии, отчасти филологи, географы. 

Поскольку конференция была посвящена 5-летию лаборатории этнокультурных и религиоведческих исследований, то П.К. Дашковский осветил основные направления работы подразделения за прошедший период. Особо стоит отметить, что в рамках изучения этнокультурной и этноконфессиональной проблематики по инициативе П.К. Дашковского были заключены договоры (дополнительные соглашения) о сотрудничестве с различными научно-образовательными учреждениями Монголии и Казахстана. В частности, были заключены договоры между лабораторией этнокультурных и религиоведческих исследований (а также кафедрой религиоведения и государственно-конфессиональных отношений, которую П.К. Дашковский возглавлял до 2014 г.) и подразделениями Монгольского национального университета (г. Уланбаатор), Ховдского государственного университета (г. Ховд), Восточно-Казахстанского государственного университета (г. Усть-Каменогорск), Восточно-Казахстанского государственного технического университета, Института археологии (Астана) и др.

С 2007 г. в Лаборатории этнокультурных и религиоведческих исследований стали издавать ежегодный сборник (а теперь специализированный журнал) «Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе», который индексируется в РИНЦ. Наконец, особо стоит подчеркнуть, что совместные научные изыскания П.К. Дашковского с зарубежными коллегами проводились и проводятся во много благодаря финансовой поддержке научных фондов, которые выделяют гранты. Именно гранты являются на протяжении последних 20 лет неотъемлемой чертой российской науки. Они позволяют организовывать экспедиции, публиковать монографии, сборники, проводить конференции и т.д. Только за последние несколько лет в рамках деятельности лаборатории этнокультурных и религиоведческих исследований было реализовано более 25 хоздоговорных работ, грантов РГНФ, РФФИ, Фонда Президента РФ, Министерства образования и науки РФ.

поделиться
https://www.asu.ru/?v=sw0