В настоящее время основной задачей профессионального образования является формирование специалистов не только способных разрабатывать и использовать методы и средства труда в определенных областях деятельности, но и людей, умеющих действовать и применять полученные знания в новых условиях — условиях конкурентной рыночной экономики.
Успех в формировании специалиста во многом зависит от правильно построенного учебно-воспитательного процесса, в котором участвует куратор. Куратор является организатором деятельности студентов в группе и координатором воспитательных воздействий. Именно он непосредственно взаимодействует как со студентами, так и с преподавателями и несет прямую ответственность за подготовку студентов к будущей профессии.
Однако иногда у кураторов возникают проблемы с возможностью проведения более продуктивных занятий со студентами, и это может быть связано с ограниченностью по времени или — у молодых преподавателей — с отсутствием опыта кураторской работы. Тогда на помощь куратору может прийти педагог-психолог, к которому вы можете обратиться с просьбой провести, например, тестирование на выявление личностных особенностей студентов первого курса или тренинг на решение определенной задачи. Взаимодействие куратора и педагога-психолога продуктивно и дает большую результативность в процессе образования и воспитания студентов.
В Колледже АлтГУ педагогом-психологом О.А. Борисовой в группах нового набора по запросу кураторов отделения ЭиИТ были проведены психологические тренинги, в работе которых принимали участие и кураторы. Такие активные формы работы со студентами дают прекрасные результаты. Во время тренинга студенты и куратор смогли ближе познакомиться, сдружиться, организовался единый коллектив, что в дальнейшем дало прекрасные результаты в общении и взаимодействии.
Участие куратора в тренинге дает возможность сформировать общее представление о группе, выделить характерные черты каждого студента, увидеть их способности, интересы, мотивацию к обучению. Полученная в ходе проведенного тренинга информация о студентах помогает куратору в его дальнейшей работе: сплотить коллектив группы, правильно составить воспитательный план работы на год.
Таким образом, работа педагога-психолога крайне важна для студентов и кураторов и является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Куратору достаточно заранее пригласить педагога-психолога на кураторский час. Сотрудничество куратора и специалистов воспитательного отдела в этой сфере будет способствовать совершенствованию и развитию системы социально-психологической поддержки студентов для формирования комфортной социокультурной среды и условий для развития личности.