«Кто говорит, что на войне не страшно...»

8 июня 2015 Екатерина Красилова, пресс-центр ИФ

Много ли мы знаем о Великой Отечественной войне? Вопрос простой и вместе с тем достаточно сложный. Ведь цифры и факты никогда не расскажут о том, какие эмоции и переживания испытывали солдаты, для которых каждый бой мог оказаться последним. О том, что чувствовали герои, совершавшие подвиги во имя Отечества. О том, что такое честь и любовь к Родине. О выборе между жизнью и смертью. Эти и другие важные темы были затронуты в дискуссиях участников кинолектория, организованного кафедрой отечественной истории исторического факультета и посвященного 70-летию Великой Победы.

В рамках Кинолектория все желающие смогли посмотреть три фильма, объединенные одной тематикой, но поднимающие разные проблемные вопросы, касающиеся Великой Отечественной войны. После окончания просмотра лекторы предлагали присутствующим поучаствовать в обсуждении картин, поделиться своими впечатлениями.

7 апреля зрителям был предложен документальный фильм Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм», в котором режиссер выступил в роли рассказчика. Фильм вышел на экраны в 1965 году и получил награду «Золотой голубь», а также приз на VIII Международном кинофестивале документальных фильмов в Лейпциге. Картина представляет собой своеобразное исследование, попытку разобраться в истоках такого явления, как фашизм. Это размышление о природе и становлении фашизма, о причинах, по которым он мог родиться в Германии, давшей миру таких деятелей культуры, как Гете и Манн. В фильме были использованы материалы из немецких архивов, кадры, снятые личным фотографом Гитлера, съемки из концлагерей, где находились тысячи людей, впоследствии замученных и уничтоженных нацистами.

«Этот фильм занимает особое место в советском документальном кино,  – говорит лектор показа, кандидат исторических наук Алексей Михайлович Бетмакаев. – Спустя пятьдесят лет участники кинолектория смогли оценить позицию режиссера, которая полвека назад казалась свежей и оригинальной. Например, в фильме находили исторические параллели. Историк М. Восленский в своей монографии о советской партийной номенклатуре писал: "Ромм подобрал из немецкой кинохроники гитлеровского времени кадры, поражавшие сходством с советской реальностью. Зал отвечал горьким смехом на показ этих кадров, сопровождаемый голосом Ромма, задумчиво читавшего свой комментарий. Рассказывали, что Ромм был вызван тогда на заседание Секретариата ЦК, где Суслов задал ему вопрос: „Михаил Ильич, почему мы вам так не нравимся?“ Фильм быстро исчез с экранов, а в прессе появились рассуждения: вот-де бывают такие фильмы, что не поймешь — не то они про фашизм, не то про нас". Возможно, у Ромма не было замысла вывести понятие "фашизм" за немецкие рамки, но так получилось. Мне этот фильм был интересен как повод к разговору. Его жанр – фильм-размышление – давал отправную точку для беседы с участниками кинолектория. Конечно, я учитывал, что многие оценки Ромма устарели с учетом достижений современной исторической науки, но это я и объяснил участникам дискуссии».

На вопрос о том, как прошло обсуждение фильма, Алексей Михайлович заметил:

«С одной стороны, слушатели проявили интерес и охотно отвечали на мои вопросы, пытались размышлять об увиденном. С другой стороны, для серьезного разговора о нацизме от слушателей требовалось хорошее знание событий немецкой истории между 1918 и 1945 гг., а большинство участников имели об этом поверхностные представления. Но моя цель — показать, как происходила организованная "третьим рейхом" дегуманизация (иногда используют понятие "расчеловечивание"), которая была направлена против расовых, этнических, национальных или сексуальных меньшинств, — в значительной степени была достигнута. Об этом свидетельствуют высказывания ряда участников, которые обращали внимание на методы, с помощью которых высокоразвитой немецкой нации внушалась идея оправданности преступлений против человечности».

Следующим фильмом, показанным участникам кинолектория, стала нашумевшая в свое время картина Элема Климова «Иди и смотри». Советская драма, снятая в 1985 году, входит в популярный список сайта Imdb.com из пятидесяти фильмов, которые обязательно нужно посмотреть, прежде чем вы умрете. Это история о деревенском парнишке по имени Флера, который живет в маленькой белорусской деревне и мечтает попасть в партизанский отряд. В его семье остался только младший брат и мать, которая не пускает его воевать. Среди заваленных песком окопов он находит старый, чуть поржавевший карабин, с которым сбегает на поиски сопротивления. Шестнадцатилетний подросток изо всех сил пытается быть взрослым, но вызывает только смех у опытных солдат. Вскоре он впервые попадает под бомбежку вражеских бомбардировщиков, и у него на время пропадает слух. Ему поручают добыть еду в компании двух взрослых партизан: так он становится свидетелем ужасных фашистских рейдов, убийства маленьких детей и геноцида. Из неотесанного и горячего юнца Флера превращается в молодого внешне, но глубоко старого, покрытого сединами старика внутри. Кинолекторий от 14 апреля провел кандидат исторических наук Александр Васильевич Сковородников.

Картина Александра Котта «Брестская крепость», показанная зрителям 21 апреля, завершила работу кинолектория. В своей военной драме Александр Котт знакомит зрителя с одним из трагических эпизодов Великой Отечественной войны. Сюжет фильма, как подчеркивают его создатели, основан на реальных событиях, отраженных в мемуарах и документальных архивных материалах, посвященных первому и самому тяжелому году войны. Оригинальность авторского видения в этом фильме заключается в том, что картину страшных событий воссоздает мальчик Саша, чудом уцелевший в жестокой бойне. Фильм вышел в широкий прокат относительно недавно, в 2010 году и получил множество положительных отзывов.

Лектор, кандидат исторических наук Данил Сергеевич Дегтярев так отзывается о прошедшем показе:

«Фильм "Брестская крепость" – один из лучших современных отечественных фильмов о войне: по мнению многих кинокритиков, он продолжает славные традиции советского военного кинематографа. Важно, что картина основана на реальных исторических событиях, которые экранизированы весьма точно. Лично мне хотелось показать студентам фильм об обороне Брестской крепости, поскольку я побывал в этой крепости в 2013 году и своими глазами видел места боев. Для меня Брестская крепость – не просто рассказы и художественные образы. Это то, к чему прикоснулся я сам. Фильм понравился студентам. Ребята с увлечением погрузились в атмосферу первых летних боев 41-го года. После просмотра состоялось краткое обсуждение, и в основном о картине были высказаны положительные отзывы. "Брестская крепость" сильно отличается от предыдущего фильма кинолектория - "Иди и смотри". И “Брестская крепость" всем понравился больше».

В конце заключительной встречи участники предложили проводить кинолектории регулярно. Надеемся, что впереди нас ждет еще много интересных фильмов и не менее интересных и полезных обсуждений. Идите и смотрите, друзья.
поделиться
https://www.asu.ru/?v=sw0