«Тропинка к высоте духовной»: о персональной выставке Элины Шмидт

16 сентября 2016 Т.М. Степанская, доктор искусствоведения, профессор, член СХ России

Персональная выставка Элины Шмидт – ученицы первой на Алтае детской художественной школы – примечательное явление в культурной жизни Барнаула, и явление не случайное: на XIV молодежных Дельфийских играх России в городе Орле в 2015 г. Элина завоевала золотую медаль в номинации «Изобразительное искусство». За победу соревновались около 100 участников из разных уголков России и из-за рубежа. XIV Дельфийские игры проходили с 1 по 6 мая в Орле и были посвящены 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Город Орел знаменит тем, что именно в нем родилась радостная традиция производить салюты в честь освобождения от фашистских захватчиков.

Корреспондент газеты «Правда» писатель Борис Полевой так описал первые часы в освобожденном городе:

«…Сколько сцен, трагических и радостных, которых никогда не забудешь, можно было наблюдать на улицах только что освобожденного города… Девушки бросали под ноги бойцам цветы. Целые стаи босоногих оборванных мальчишек с истощенными лицами, с не по-детски серьезными глазами шагали рядом с солдатами, с обожанием поглядывая на красноармейцев. Женщина, с виду учительница или врач, поставила на перекрестке стол, покрытый белоснежной скатертью, и предлагала красноармейцам воду. Бойцы жадно пили стакан за стаканом. И отовсюду звали зайти отдохнуть, предлагали постирать белье, почистить одежду».

Радио и газеты оповестили о приказе Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина от 5 августа:

«Сегодня, 5 августа 1943 года, войска Брянского фронта при содействии с флангов Западного и Центрального фронтов овладели городом Орлом… Сегодня, 5 августа, в 24 часа столица нашей родины – Москва будет салютовать нашим доблестным войскам, освободившим Орел, двенадцатью артиллерийскими залпами из 120 орудий».

Ныне город Орел знаменит молодежными Дельфийскими играми, в которых участвуют юные российские и зарубежные художники. В 2015 году первую для Алтайского края золотую медаль на Дельфийских играх в номинации «Изобразительное искусство» за тематическую композицию «Возвращение» получила Элина Шмидт.

Элина Шмидт родилась 27 июня 2003 года в городе Барнауле в семье известного алтайского архитектора М.И. Шмидта. Тяга к рисованию у девочки проснулась рано, практически с рождения. С первых самостоятельных шагов она стала активно разрисовывать стены в квартире. Уже в 5 лет Элина начала заниматься в школе архитектуры и дизайна при Краевом дворце детского и молодежного творчества у Т.И. Туз. В это время Элина неоднократно становилась лауреатом краевых конкурсов «Рождественская звезда» и «Сибириада». В 11 лет она поступила в Детскую художественную школу №1 на отделение станковой живописи в класс педагога Н.В. Станкевич. Изобразительным искусством Элина занимается шесть дней в неделю. Из них три дня – в художественной школе под руководством педагогов Н.В. Гречневой, С.А. Дедова и Т.Г. Галаховой и три дня – в мастерских художников П.Д. Широва, Е.В. Олейникова, Ю.С. Белиховой, К.Е. Головиной.

Барнаульская детская художественная школа №1, основанная в 1966 году, имеет свои достойные и признанные традиции. Это, прежде всего, организация выставок юных авторов – учеников школы. Директор этого уникального образовательного учреждения Е.М. Соколова – инициатор многих культурно-просветительских проектов, среди них «Горный город  Барнаул» (2015), «Как много мест красивых на земле» (2015).

Педагоги школы в учебном процессе много внимания уделяют пленэрной практике: природа родного края многообразна, красива и воспета такими мастерами живописи, как Г.И. Гуркин, А.О. Никулин, Ф.С. Торхов,  Ф.А. Филонов, современными художниками В.П. Чукуевым, А.П. Щетининым, М.Я. Будкеевым и многими другими. 
Ритм – всеобщее свойство природы и всех видов искусства. Цвет – главное средство выразительности в живописи. «Природа есть живое воплощение небесного начала на земле…. первоисточник творчества», – писал русский философ В. Соловьев. В работах Элины часто встречаются мотивы с изображением горных озер, рек, водопадов: «Бирюзовая Катунь», «Озеро Лебяжье», «Утро на оз. Телецком». «Горное озеро – тихое великолепие, живое средоточие… каждый, кто посмотрит в его глубину, унесет с собой утешение, свет, жизненную радость и смирение духа», – русская философская мысль остро чувствовала необходимость гармонии человека и природы: приведенные слова мыслителя И. Ильина эмоционально совпадают с суждениями первого профессионального художника на Алтае Г.И. Гуркина, который одухотворял Горный Алтай. Постоянная тема в творческих гуркинских поисках – тема горного озера, воплощенная в картине «Озеро Горных духов» (1910).

Элина тяготеет к камерному лирическому пейзажу. Все изменяется в мире, но все так же влажен воздух ранней весны, так же открываются дали. В самих названиях работ уточняются оттенки настроения радости, спокойствия. Элине близка непосредственность лирического общения с природой, ее характером.

О своем творческом методе она говорит:

«Картина тебя захватывает, переходишь через рамку, шагаешь туда, и сразу понятно, что рисовать и как. Надо понять, какие эмоции должны испытать люди, смотря на твою картину… если рисуешь пейзаж, хочется, чтобы человек почувствовал тишину, спокойствие в картине, выбираешь мягкие тона».

Иногда Элина изображает природу в соединении с чертами городского быта, с изображением людей, выехавших на природу. Такова работа «XIX век, весенняя прогулка», сочиненная по мотивам загородной жизни людей XIX века и навеянная, очевидно, каким-либо рассказом русского классика.

В городском пейзаже Элина использует портретный подход к архитектуре, таков триптих с работой «Памятник деревянного зодчества в Барнауле (ул. Анатолия)» (2015) – результат кропотливого, внимательного труда и взгляда на деревянное, украшенное домовой резьбой здание первой половины XX века. Произведение изобразительного искусства может быть убедительным и достоверным не только образом, но и документом исторической городской застройки.

В произведениях Элины присутствуют архетипические образы – река, озеро, береза. Особое место принадлежит образу гор. «Я счастлив был с вами, ущелия гор!» – восклицал М.Ю. Лермонтов. Архетип  горы – это образ мира, двухчастная модель Вселенной, символизирующая разделение мира на мир земной и мир небесный; гора – это символ восхождения к духовному совершенству. Горные пейзажи – самые распространенные мотивы в творчестве современных художников Алтая, выполненные в разных стилистических направлениях – это и символизм, и романтизм, и реализм, и орнаментальность в союзе с декоративностью. Элине удается находить ключ к эмоциональному языку изображения гор и горных долин. Зритель это чувствует, переживая эмоции удивления, восторга и преклонения перед вершинами, хребтами гор, созерцая этюды юной художницы.

Программной работой Элины является «Автопортрет с синей птицей» (2015). Это настоящее сочинение, выполненное средствами живописи на основе умного, красивого обобщения «без следа мелкой вещности», ритмически организованного и с обилием символов и знаков: древо, береза, книги, детские игрушки, мишка плюшевый, мишки на аппликации фартука, синяя птица – птица счастья, цветы, поле, небо, палитра. При  этом обилии символов все в работе сосуществует в гармонии, не теряется главное – лицо и глаза героини.

Работы Элины Шмидт отмечены на международных, всероссийских, краевых и городских конкурсах. Занятия живописью не мешают Элине отлично учиться в школе № 42, а также увлекаться теннисом и английским языком.

Экспозиция выставки «Ритмы цвета» убеждает в том, что первоисточником вдохновения для Элины являются природа, фантазия и воображение, но первую золотую медаль на Дельфийских играх она получила за тематическую композицию «Возвращение», посвященную Великой Отечественной войне.

О выборе сюжета Элина говорит: «Школьный учитель нам рассказывал, как солдаты возвращались домой и не находили своих близких». Участникам конкурса в номинации «Изобразительное искусство» предлагалось выполнить работу в течение двух дней – по шесть часов в день. «Я работала до последней минуты, ушла из аудитории самая последняя», – вспоминает Элина. Сюжет рождает эмоции, полные трагизма, но тишина сельской улицы, дорога, уходящая вдаль, мягкий колористический строй дальнего плана и вся окрестная природа умиротворенно вселяют добрые надежды на возвращение к мирной жизни.

Теоретики культуры констатируют развитие в искусстве тенденции разрушения уникальной духовной, этнокультурной  целостности, но российское художественное образование и творчество многих современных авторов убеждают в том, что и на большом историческом расстоянии и в изобразительном искусстве, и в литературе, и в музыке творческая, искренняя личность воссоздает художественный опыт многих поколений на основе преемственности, обогащая его новизной переживаний и открытием новых путей в развитии искусства. Юной художнице Элине мы желаем достойно искать и найти свою индивидуальную тропинку творчества в современном мире. Выставка «Ритмы цвета» убеждает – Элина Шмидт талантливый человек.

поделиться
https://www.asu.ru/?v=sw0