О ходе модернизации профессионального образования в Российской Федерации

18 ноября 2008
Министр образования и науки Андрей Фурсенко выступил в Госдуме по данной проблеме.

Прежде всего, я бы хотел сказать о тех проблемах профессионального образования, в связи с которыми мы вынуждены принимать решения по его обновлению.

Ключевая проблема, как неоднократно уже отмечалось, состоит в неадекватности существующей системы профессионального образования современным и будущим потребностям экономики и общества. В разрыве между существующей практикой подготовки кадров и теми внешними вызовами, которые предъявляются к системе профессионального образования.

С чем это связано?

Отчасти с хроническим недофинансированием профессионального образования в 90-е годы. В свою очередь это привело к старению материально-технической и учебно-методической базы, оттоку молодых педагогических кадров, недостаточному развитию системы повышения квалификации и, как следствие, к слабой кадровой обеспеченности вузов. Кроме того, оставляет желать лучшего подготовка школьников к освоению программ высшего профессионального образования.

Долгие годы был ослаблен контроль качества в системе профессионального образования. Это касается как приема абитуриентов в вузы, так и обучения студентов.

Делается значительно больший упор на базовое образование, чем на непрерывное. В то время как рынок труда требует постоянного повышения квалификации специалистов. Это приводит к тому, что у выпускников вузов не формируется необходимая способность постоянно в течение всей своей профессиональной деятельности повышать уровень знаний и компетентностей.

За последние годы наметились пути решения указанных проблем. Одним из которых явилась государственная поддержка из средств федерального бюджета образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. За последние три года в системе высшего образования только за счет федерального бюджета поддержаны программы 57 вузов на общую сумму 30 млрд. руб. В системе начального и среднего профессионального образования получили поддержку около 250 программ учреждений начального и среднего профессионального образования на общую сумму 6.2 млрд. рублей.

Конкурсная поддержка инновационных учреждений начального и среднего профессионального образования позволила начать формирование сети ресурсных центров для всей страны по востребованным экономикой направлениям подготовки. Возросло внимание к учреждениям НПО и СПО со стороны регионов и производства. Софинансирование программ развития колледжей и техникумов превысило размеры федеральной поддержки. Впервые со времен Советского Союза начался подъем в этой сфере. О ней заговорили средства массовой информации, появился интерес у молодежи и родителей. Сегодня в ресурсных центрах обучается порядка 60 тыс. человек. Тем самым закладываются основы для преодоления дефицита кадров.

С участием объединений работодателей разработан и реализуется Комплекс межведомственных мероприятий, задающий стратегию развития этого сектора профобразования.

К основным значимым мероприятиям этого комплекса можно отнести:

проведение эксперимента по апробации механизма нормативного финансирования, в котором участвуют 20 средних специальных учебных заведений, подведомственных Рособразованию;

обновление Перечня профессий НПО и Перечня специальностей СПО в соответствии с актуальными потребностями экономики;

подготовка рекомендаций по разработке интегрированных программ НПО и СПО, обеспечивающих подготовку высококвалифицированных рабочих и рабочих особо сложных профессий.

В сфере высшего образования благодаря мероприятиям национального проекта удалось запустить значимые программы в области транспорта, энергетики, электроники, машиностроения и других приоритетных отраслей. Все они поддержаны и востребованы представителями реального сектора экономики. В инновационных вузах появилось новейшее оборудование по самым современным направлениям подготовки от нанотехнологий до авиастроения. Студенты инновационных вузов получили возможность всерьез заниматься наукой и готовиться к будущей профессиональной деятельности по наиболее актуальным, востребованным на производстве технологиям.

Реально скачек по оснащенности оборудованием составил на 10-15 лет вперед.

В рамках национального проекта идет становление Сибирского и Южного федеральных университетов, которые обеспечат эффективное развитие научно-образовательного потенциала этих стратегических территорий и его включение в решение задач комплексного инновационного макрорегионального развития. За последние два года на развитие каждого университета затрачено по 5,3 млрд. руб.

Произошло обновление более 50% программ, также обновление коснулось и материально-технической базы.

С учетом развития СФУ и ЮФУ сформирован законопроект о федеральных университетах, как новом виде высшего учебного заведения. Законопроект принят в первом чтении Государственной Думой.

13 ноября состоятся Парламентские слушания по вопросу правового обеспечения создания и развития федеральных университетов.

В соответствии с указанным законопроектом основополагающим документом создания федеральных университетов является программа их развития.

В связи с этим с целью выполнения соответствующего Указа Президента Российской Федерации на заседании Межведомственной рабочей группы при Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике в декабре текущего года планируется рассмотреть программу развития Дальневосточного федерального университета.

Таким образом, деятельность по созданию Федеральных университетов продолжает развиваться, а общее их количество возрастет.

Реализация инновационных программ вузов показала широкий интерес университетов к формированию магистерских программ. Лидером в этом направлении стал МГУ им. М.В. Ломоносова, в котором реализуется более 50 инновационных магистерских программ, разработанных совместно с крупнейшими отечественными фирмами и Российской академией наук. Таким образом, принятый в конце прошлого года закон об уровнях образования активно реализуется.

К концу прошлого года в основном сформирован правовой фундамент современного профессионального образования. Правительством приняты новые Типовые положения о вузе, среднем специальном учебном заведении и образовательном учреждении начального профессионального образования. В них отражено усиление связи образования и практической деятельности, кредитно-модельные принципы построения образовательных программ. Это означает, что для студентов появляется больше возможностей выбирать индивидуальные траектории обучения, гибко ориентироваться на структуру рынка труда.

Законодательные и нормативные изменения подкреплены соответствующими изменениями финансирования системы образования - как в части увеличения объемов, так и обновления механизмов финансирования.

Объем финансирования высшего профессионального образования в 2004 году был 76 млрд. рублей, а в 2008 году - 263 млрд. При этом гораздо больший вес приобрели программно-целевые методы ресурсного обеспечения.

В практику внедряются прозрачные принципы распределения ресурсов: формульное финансирование, конкурсная поддержка лидеров, принцип "деньги в обмен на обязательства". Тем самым обеспечиваются необходимые структурные и институциональные изменения.

В целях совершенствования текущего финансирования совместно с работодателями определена прогнозная потребность в профессиональных кадрах по всем отраслям экономики до 2015 года. В соответствии с ней сформированы контрольные цифры приема в федеральные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования на следующий учебный год. Впервые за многие годы в 2008 году мы увеличили прием на специальности здравоохранения строительства, приборостроения и другие востребованные экономикой направления подготовки - в общей сложности на 5%. При этом за последние 4 года , объем государственно заказа на специалистов в области экономики, менеджмента и других невостребованных специальностей сократился на 20%. Сокращение коснулось не тех вузов, которые традиционно готовили востребованных специалистов гуманитарных сфер деятельности, а непрофильных вузов, которые ввели данные направления подготовки в последние годы в силу коммерческих интересов. При этом, количество бюджетных мест в расчете на 1000 выпускников школ постоянно растет. Так если в 2004 году было 442 бюджетных места, то в 2008 году - 554.

Сейчас мы работаем над прогнозом до 2020 года, что позволит еще более точно устанавливать государственный заказ на подготовку специалистов.

С целью стимулирования притока молодых талантливых ученых в высшее образование и науку принята федеральная целевая программа "Научные и научно-педагогические кадры". Общий предполагаемый объем финансирования программы 50 млрд. рублей.

Министерство активно работает над введением новой системы оплаты труда, стимулирующей повышение качества работы преподавателей. Действующая в настоящее время Единая тарифная сетка основана на распределительных принципах и не содержит стимулов для качественного и результативного труда.

В новой системе предполагаются, что образовательному учреждению передаются большие полномочия в вопросах распределения фонда оплаты труда и найма тех специалистов, которые необходимы в данный момент учреждению.

Новая система также предполагает, что все источники, за счёт которых выплачивается заработная плата, будут образовывать единый фонд оплаты труда. При этом новая система оплаты труда позволяет более эффективно осуществлять стимулирование, выделять сотрудников, которые наиболее качественно работают, добиваются лучших результатов и направлять на это средства из стимулирующей части фонда оплаты труда. Зарплата работника с введением новой системы может увеличиться в зависимости от результатов и качества его труда, а может остаться на уровне гарантированной её части. Но его оклад не может стать меньше, чем был до введения новой системы оплаты труда.

Необходимо отметить, что Минобрнауки России уже имеет опыт внедрения новых систем оплаты труда в общеобразовательных учреждениях в рамках комплексных проектов модернизации образования приоритетного национального проекта "Образование". Эти системы успешно вводятся субъектами Российской Федерации, участвующими в реализации комплексных проектов модернизации, на основе разработанной Минобрнауки России модельной методики, и уже подтвердили свою состоятельность.

Таким образом, Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, принятые Правительством в декабре 2004 года, в основновной своей части выполнены.

На среднесрочную перспективу мы ставим перед собой следующие задачи.

во-первых, обеспечить дальнейшее расширение участия работодателей в создании стандартов, формировании перечней подготовки, контроле и оценке образовательных программ, сертификации квалификаций специалистов. (Проект соответствующего постановления уже находится на рассмотрении в Правительстве);

во-вторых, реализовать налоговые стимулы инвестирования в непрерывное образование как для предприятий, так и для граждан, желающих освоить новые квалификации. В Налоговый кодекс уже внесены изменения, позволяющие предприятиям отнести на себестоимость (а значит, исключить из налогов на прибыль) направляемые ими средства не только на повышение квалификации работников, как это делается уже сейчас, но и на профессиональную подготовку, обучение кадров.

В- третьих, мы продолжим на конкурсной основе формировать сеть крупных научно-образовательных комплексов мирового уровня (национальных исследовательских университетов), обеспечивающих решение стратегических задач комплексного инновационного развития страны. В 2009 году предусмотрено выделение 3 млрд. рублей из средств федерального бюджета на поддержку развития научно-образовательных комплексов.

Кроме того, будут:

внедрены стандарты нового поколения, обеспечивающие баланс фундаментальности образования и эффективного использования его результатов для инновационного развития;

расширены возможности формирования индивидуальных образовательных программ на основе широкого спектра востребованных образовательных модулей.

Обновленные организационно-экономические механизмы найдут отражение в законодательном акте, интегрирующем все уровни системы образования. Работа по его созданию начата, и это наша совместная задача на ближайшее время - определить будущий облик ключевого регулирующего документа системы образования.

В результате этих мер профессиональное образование будет целенаправленно формировать человеческий и квалификационный потенциал, необходимый для перехода к инновационной экономике, обеспечит, чтобы каждый молодой человек был востребован и вносил ощутимый вклад в развитие страны. Основы для этого созданы.

Далее я остановлюсь на вопросах, поступивших при подготовке этой встречи.

Все вопросы мы разделили на три группы:

1. Блок "качество образования" - все, что связано со стандартами и другими документами, устанавливающими требования к качеству профессионального образования.

2. Блок "оценка и контроль качества" - все, что связано с механизмами лицензирования, аккредитации и надзора за деятельностью образовательных учреждений.

3. Блок "финансирование" - вопросы экономики образования.

Спасибо за внимание!

www.mon.gov.ru
поделиться
Связано с разделами
https://www.asu.ru/?v=sw0