Отчет ректора – 2021

13 января 2022 Ректор
Ректор Алтайского государственного университета Сергей Бочаров подготовил отчет о результатах работы университета за 2021 год и ключевых задачах на 2022 год. Напомним, открытое заседание ученого совета, посвященное отчету ректора, состоится 18 января.

Главным результатом прошедшего года стала успешная подготовка и защита перед комиссией Минобрнауки РФ программы стратегического развития университета в рамках конкурса «Приоритет-2030». АГУ стал единственным вузом края, отобранным для участия в базовой части конкурса.

Всего 80 университетов РФ, подведомственных Минобрнауки РФ (из них только 11 – из СФО), смогли стать полноправными участниками данной программы, что дает возможность ежегодно получать поддержку в размере 100 млн руб. Это открывает новые перспективы для развития. Победа в конкурсе и успешное выполнение заявленных вузом программных обязательств дают возможность провести внутреннюю трансформацию в области образования, науки, развития кадрового потенциала и других сферах, а также обеспечить внешнее позиционирование с сопутствующими эффектами в виде привлечения дополнительных абитуриентов, развития партнерских связей со стейкхолдерами и региональной властью.

В 2021 году АГУ уже успешно отчитался в выполнении показателей программы.

Вторым по значимости событием 2021 г. стало успешное завершение программы развития АГУ 2017–2021 гг. как опорного университета России.

Среди значимых результатов можно выделить:

  • увеличение объема НИОКР в 1,5 раза,
  • рост числа публикаций, индексируемых в WoS и Scopus, в 2,5–3 раза,
  • наращивание численности студентов, обучающихся по программам с зарубежными вузами, ведущим к получению двух дипломов, в 3 раза,
  • рост обучающихся по заказу работодателей – в 2 раза,
  • повышение уровня трудоустройства выпускников – на 34 %. Так, согласно последним данным Пенсионного фонда РФ, уровень трудоустройства выпускников очной формы обучения составил 91,5 %, (86,3 % трудоустроились в Алтайском крае).

Ключевые результаты года в области образования

В области работы с талантами успешно реализованы федеральные и региональные проекты: «Талант 22», «ДНК», «Сириус», «Билет в будущее». На этих площадках было обучено более 800 школьников. Дополнительно получено оборудование на сумму более 23 млн руб.

Получен статус федеральной инновационной площадки «Новые модели педагогического образования в университете».

АГУ успешно осуществил государственную аккредитацию по пяти ОПОП ВО:

  • 11.04.02 Инфокоммуникационные технологии и системы связи;
  • 18.03.01 Химическая технология;
  • 18.04.01 Химическая технология;
  • 27.03.02 Управление качеством;
  • 27.03.03 Системный анализ и управление;

и двум ОПОП ВО, реализуемым в филиале г. Славгорода:

  • 09.03.03 Прикладная информатика;
  • 43.03.02 Туризм.

Для формирования новых заделов в 2021 г. пролицензировано 8 направлений подготовки и специальностей.
В целях реализации задач федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» в университете был расширен пул образовательных программ в области IT: СПО – 10.02.05 «Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем» и ВО – 09.03.04 «Программная инженерия».

Происходит трансформация образовательного процесса с активным внедрением индивидуальных образовательных траекторий для студентов. Площадкой для внедрения выступил образованный в результате реорганизации Институт гуманитарных наук. Создано ядро дисциплин для 1-го курса, в котором присутствуют как обязательные, так и вариативные дисциплины (модули); вариативность ядра позволяет усиливать универсальные и общепрофессиональные компетенции для различных направлений подготовки.

Для решения задачи развития кадрового потенциала региона разработаны и реализуются более 100 новых ОПОП. Из них 45 программ синхронизировано с научными направлениями университета, а 55 ОПОП нацелены на формирование цифровых навыков. Особое внимание отводится подготовке студентов по заказу реального сектора экономики: разработаны и реализуются 10 сетевых магистерских программ на междисциплинарной основе.

Проектно-ориентированное обучение реализуется совместно с 300 индустриальными партнерами.

Университет продолжает также формирование своей мультикультурной среды благодаря востребованным у зарубежных студентов 40 совместным программам.

И отдельного упоминания заслуживает проект «Цифровой Большой Алтай», в рамках которого создано 120 онлайн-курсов на русском и английском языках по магистерским совместным образовательным программам двойных дипломов с вузами – участниками Консорциума «Большой Алтай».

Университет в 2021 г. активно включился в реализацию проекта «Кадры для цифровой экономики». Так, АГУ стал победителем конкурса АНО ВО «Университет Иннополис». Итогом проекта стала разработка ОПОП 38.03.02 Менеджмент, профиль «Управление бизнесом», которая в настоящий момент готовится к тиражированию в масштабах РФ. Продолжением плодотворной работы с Университетом Иннополис явилось заключение договорных отношений на создание МООК для приоритетной отрасли цифровой экономики «Городское хозяйство»: «Цифровая трансформация бизнеса» и «Цифровые технологии для создания и поддержки бизнеса». В рамках Соглашения с УРФУ о предоставлении гранта в форме субсидий разработана ОПОП 09.04.03 Прикладная информатика, профиль «Инженерия искусственного интеллекта», запланирован набор 30 студентов на бюджетные места в 2022 г.

Для ускоренной разработки образовательных программ разработан цифровой конструктор компетенций, получивший высокую оценку при защите гранта на конференции в Университете Иннополис.

В 2021 г. продолжалась модернизация системы управления образованием в фокусе совершенствования цифровой экосистемы знаний университета. Произошла интеграция с ГИС СЦОС «Мое образование» – открытой национальной платформой Минобрнауки РФ. Полностью изменилась структура Открытого портала.

Проведена бесшовная интеграция с «ЭБС Юрайт», что позволяет преподавателю добавлять в курс Moodle тексты, тесты, учебники и видео с платформы. При этом оценка за тесты остается как в LMS Moodle, так и на платформе «Юрайт».

В 2021 г. по программе переподготовки «Технологии искусственного интеллекта, визуализации и анализа данных» на платформе Университета 20.35 «Цифровые профессии» было обучено 249 человек из различных субъектов РФ.

Ключевые результаты АлтГУ в области международной деятельности

В 2021 г., несмотря на продолжающиеся ограничения, связанные с пандемией новой коронавирусной инфекции, АГУ продемонстрировал высокую динамику и достиг целевых значений всех ключевых показателей международной деятельности, упрочив свои позиции как одного из ведущих университетов России в области международного сотрудничества. По критерию «интернационализация» Национального рейтинга университетов «Интерфакс» АГУ в 2021 г. занял 16-е место, и показатели международной деятельности выступили основными драйверами роста университета в рейтингах.

Доля иностранных обучающихся университета, с учетом сетевой формы обучения, достигла 20 % (более 2200 чел.). Благодаря активной реализации международных проектов, в первую очередь проекта «Большой Алтай», до 8 % (70 чел.) выросла доля иностранных НПР. Значительный рост продемонстрировали доходы АГУ от образовательной деятельности, полученные из иностранных источников, которые впервые в истории университета превысили 50 млн руб.

Ключевые результаты АлтГУ в области научной и инновационной деятельности

В Год науки и технологий университет продемонстрировал хорошие научные результаты. Так, объем финансирования НИОКТР составил 245,1 млн руб. (457 тыс. руб. на 1 НПР), что превысило плановые показатели на 9 %. Впервые ученые университета получили 8 грантов РНФ.

Публикационная активность определяется теперь по-новому – фракционным счетом по статьям типа Article и Review, и в 2021 г. учеными АГУ было опубликовано 147 работ в Scopus и 52 – в Web of Science. Почти 70 % публикаций типа Article и Review относятся к Q1 и Q2, а 27 % публикаций опубликованы в топ-25 % мировых научных изданий.

Объем портфеля РИД АГУ в 2021 г. превысил 600 ед. Был выполнен план по коммерциализации путем заключения 7 лицензионных договоров на передачу объектов интеллектуальной собственности.

Было проведено более 100 научных мероприятий различного статуса. К наиболее значимым мероприятиям относятся II Международный алтаистический форум и III международный биотехнологический симпозиум «БИО-Азия Алтай – 2021».

В университете создана система поддержки научных коллективов (в т.ч. молодых) с привлечением индустриальных партнеров через развитие системы внутриуниверситетских грантов и поддержку проектов по программе «Приоритет-2030».

К достижениям по отдельным направлениям в 2021 г. относятся такие фундаментальные и прикладные результаты:

Ключевые результаты АлтГУ в области внеучебной и воспитательной работы

Традиционно большое внимание в АГУ уделяется творческому развитию студентов. В 20 творческих коллективах участвуют 435 человек. Были проведены десятки творческих и концертных мероприятий с охватом в десятки тысяч человек. В рамках соглашений о сотрудничестве с культурными учреждениями края общее количество студентов, посетивших музыкальные и театральные постановки и кинопоказы, за 2021 г. составило 3768 человек.

Добровольчество также остается одним из главных направлений молодежной политики. Численность волонтеров Центра развития добровольчества АГУ достигла 1220. В 2021 г. одним из главных направлений воспитательной и внеучебной работы стала проектная деятельность. Подготовлено 87 заявок для участия в грантовых конкурсах, по результатам которых для реализации проектов привлечено 5,6 млн руб.

АГУ активно принимал участие в федеральных инициативах. В частности, стал одним из 15 вузов, выбранных для реализации пилотного этапа программы студенческого туризма, организованной Минобрнауки России и Международным молодежным центром по поручению Президента РФ. Вуз не только принял делегации 6 университетов, но и отправил самую крупную за время реализации программы группу студентов – 30 человек – в Сибирский федеральный университет. Кроме того, по результатам оценки эффективности работы до вуза доведены средства в размере 492 тыс. рублей на развитие программы Студенческого туризма в 2022 г.

Совместно с Национальной лигой студенческих клубов АГУ принял участие в организации студенческого конкурса «Твой ход». В результате активной работы отмечен в топ-50 лучших вузов конкурса и получит 2,5 млн руб. на развитие молодежной среды в 2022 г.

Реализован Образовательный проект «Реалити-квест для учащихся 9–10-х классов «КиберNET», созданный в целях всестороннего развития молодежи школьного возраста. В проекте приняли участие 450 учащихся 9–10-х классов из 15 школ г. Барнаула, что позволило наладить модель взаимодействия «Школьник – студент».

Ключевые результаты АлтГУ в финансовой деятельности

По итогам 2021 г. консолидированные доходы университета впервые превысили размер 2 млрд руб. и составили 2143 млн руб., что больше 2020 г. на 14,4 %. Собственные доходы университета без учета филиалов превысили размер 956,2 млн руб. и по сравнению с 2020 г. выросли на 27,4 %.

В рамках программы «Приоритет-2030» закуплено научного оборудования на сумму 31 млн руб., реагентов и расходных материалов к нему – на 7,4 млн руб.; серверного оборудования и компьютерной техники – на 24,7 млн руб.; программного обеспечения – на 11,6 млн руб., профинансировано обучение сотрудников университета на сумму 2,4 млн руб.

К концу 2021 г. размер эндаумент-фонда университета достиг 8 млн руб. За счет средств, пожертвованных Фондом целевого капитала АГУ, профинансирована программа академической мобильности молодых НПР в размере 377 тыс. руб.

Отношение средней заработной платы ППС к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в крае превысило 228 %.

На проведение социальных мероприятий и материальную поддержку сотрудников университета выделено более 13 млн руб.

Ключевые результаты АлтГУ в развитии кампусной инфраструктуры

Произведены работы по трансформации части имущественного комплекса университета в современную научно-образовательную и культурно-просветительскую среду: создание центра алтаистики и тюркологии «Большой Алтай», ремонт площадок приемной комиссии; подготовка аудиторий для участия в региональном проекте «Талант 22», ремонт компьютерных классов и холлов.

Выполнялись работы по проектированию, проведению капитального и текущего ремонта объектов университета. На эти цели затрачено более 98,3 млн рублей. Закончен 1-й этап капитального ремонта спортивно-оздоровительного комплекса. В общежитии № 3 произведены работы по устройству навесного фасада и замене строительных конструкций.

В учебных корпусах и общежитиях отремонтировано более 150 объектов на общую сумму 58 млн рублей.

С целью восполнения дефицита учебных площадей приобретено помещение площадью 2412,7 кв. м по адресу: г. Барнаул, пр. Калинина, 15в.

Ключевые результаты АлтГУ в области цифровой политики

Разработана и утверждена в Минобрнауки РФ Стратегия цифровой трансформации университета на период до 2030 г.

На 15 % обновлен компьютерный парк университета. В течение 2021 г. закуплено более 290 компьютеров и моноблоков, 140 ноутбуков, 93 МФУ и принтеров, 6 серверов.

Началось активное взаимодействие с крупнейшими компаниями страны в сфере информационных технологий. Подписано соглашение о сотрудничестве с ГК «Ситроникс» и компанией «Яндекс. Облако». Подготовлены проекты соглашений с ГК «Росатом» и компанией «Систематика».

Ключевые результаты АлтГУ в области внешних оценок

Среди них:

  • вхождение в топ-10 рейтинга по показателям эффективности деятельности федеральных бюджетных и автономных образовательных учреждений ВО;
  • вхождение в топ-20 вузов России и повышение позиций в глобальном рейтинге QS World University Rankings до 561–570;
  • вхождение в топ-30 Национального рейтинга университетов ИА «Интерфакс», национального агрегированного рейтинга и национального рейтинга RUR;
  • сохранение лидирующих позиций среди вузов РФ в международном рейтинге THE Impact (101–200-е место в мире).

Ключевые задачи АлтГУ на 2022 г.

  • Выполнение целевых показателей и эффективная реализация дорожной карты программы «Приоритет-2030» (57 проектов в 2022 г.).

  • Реализация стратегических проектов и выстраивание эффективной работы с партнерами по консорциумам.
  • Дальнейшая трансформация образовательного процесса через развитие ИОТ.
  • Адресная работа по развитию молодежной науки, росту защит диссертаций, наращиванию объемов НИОКР (в том числе по мегагрантам), коммерциализации НИОКР (поступлений от использования РИД).
  • Увеличение количества слушателей и объемов ДПО (в том числе за счет реализации программ за пределами Алтайского края через онлайн-технологии).
  • Повышение эффективности работы со школьниками, улучшение качества набора абитуриентов, рост среднего балла ЕГЭ, увеличение количества абитуриентов, принятых по договорам о целевом обучении, а также прибывших из других субъектов РФ.
Версия для печати
поделиться