Как Валерий Фальков ответил на вопросы студентки АлтГУ и представителей студСМИ из других вузов. Расшифровка пресс-конференции министра

26 января 2023 Управление информации и медиакоммуникации
Фото: пресс-центр МИА «Россия сегодня»

В День российского студенчества, 25 января, в Москве состоялась пресс-конференция министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова, где студенты из разных уголков страны смогли обсудить важные вопросы студенчества.

— С Днем студента! — начал Валерий Фальков, только войдя в студию международного мультимедийного пресс-центра медиагруппы «Россия сегодня». На что студенты хором ответили: «Спасибо»!

— Я поздравляю вас и в вашем лице все российское студенчество с Татьяниным днем. Знаю, что кто-то уже сдал сессию и собирается на каникулы, кто-то — заканчивает сдачу. Поэтому всем, кто готовится к экзаменам, успехов! И хороших каникул. Желаю отличного настроения, вдохновения, крепкого здоровья в это непростое время и уникальных возможностей для самореализации.

25 января — это яркое событие в жизни каждого студента. Это день, в котором сплелось множество традиций, за которыми стоит богатая история. И в студии собрались 65 представителей студенческих СМИ из Молодежного медиацентра Минобрнауки. Студенты сразу перешли к вопросам:

— Валерий Николаевич, в чем вы видите три главных приоритета развития российского высшего образования в ближайшие годы?

— У нас есть несколько принципиальных вызовов. Первый вызов связан с обеспечением технологической независимости. В современном мире все взаимосвязано, поэтому, когда мы говорим о суверенитете и независимости, то понимаем: это имеет свои пределы. Невозможно быть полностью изолированным и производить все и вся. Технологическая независимость во многом обеспечивается кадрами, наукой и технологиями в наших научных и образовательных организациях. Поэтому первый вызов для системы высшего образования — активно включиться в обеспечение технологического суверенитета.

Второй приоритет — качество образования. Предстоит много поработать, на это направлена целая линейка мероприятий. Начиная от проектов кампусов и заканчивая созданием программы «Приоритет 2030». Все это направлено на повышение качества образования. Ведь оно зависит от совокупности факторов: насколько вы замотивированы и какие базовые знания имеете — тут важно работать со школами и давать возможность получать хорошие знания по всем дисциплинам. Можно быть достаточно хорошо подготовленным, но если руки опускаются и глаза не горят… Ладно, если влюбился — это временно. А если нет желания получать образование, то это серьезно. Второе обстоятельство — кто и чему вас учит. Преподаватели тоже должны быть замотивированы, постоянно получать возможность повышать квалификацию, встречаться с коллегами и использовать передовые методики. И, наконец, все это хотелось бы делать в комфортных условиях. Особенно если образование в области естественных наук или в инженерно-технической сфере, то нужно специальное оборудование. Поэтому материальные условия, в том числе проживание в общежитиях, влияет на качество образования.

Третий вызов возможен только при выполнении первых двух — технологического суверенитета и повышения качества образования. Это перестраивание и изменение региональных университетов. Лев Толстой сказал, что все знают, как изменить мир, но не знают, как изменить себя. Поэтому, если хочешь что-то изменить и сделать реальный вклад в качество образования, надо начинать с себя. Многим университетам, особенно в регионах, предстоят серьезные изменения — чтобы они были привлекательны для абитуриентов и для индустриальных партнеров и бизнеса.

— Почему для России так важно достичь технологического суверенитета?

— Мир развивается через технологии. Все, что нас с вами окружает, — невидимый глазу сплав гуманитарного, инженерно-технического и естественно-научного образования. Поэтому все страны мира, все регионы и крупные города борются за таланты. Талантливые люди собираются в тех местах, где им комфортно жить. И нам важно создать эти комфортные условия в нашей стране для всех без исключения. И привлекать таланты со всего мира. Для этого важно владеть целой сетью технологий, которые позволяли бы комфортно жить. Даже в образовании: если бы не было технологий, как бы мы существовали в пандемию? Только они позволили нам сохранить и перевести образование в иной формат. Любое государство стремится к тому, чтобы по целому ряду технологий быть минимально зависимыми от других. Технологическая независимость позволяет чувствовать себя комфортнее и жить своей жизнью.

— В правительство направлен законопроект о повышении стипендий до уровня МРОТ. Как вы считаете, есть ли перспективы принятия этого законопроекта?

— Этот вопрос всегда обсуждается, он актуален не только для студентов, но и для университетов. Но надо понимать, что стипендия должна быть тесно взаимосвязана с академическими успехами студентов. И второе — она должна учитывать жизненные обстоятельства. Например, вы все знаете, что у нас есть и социальная стипендия. Вообще у нас есть большое количество разных стипендий, многие из них по размеру не удовлетворяют студентов. Мы сейчас смотрим, как сделать меньше стипендий, но большей суммы, которая позволяла бы студентам уверенно чувствовать себя во время обучения. И чтобы каждая стипендия учитывала уникальные жизненные ситуации. То есть адресность стипендий, учет индивидуальных особенностей и количество стипендий.

— Сейчас идет формирование новой системы высшего образования. Скажите, останется ли там бакалавриат и магистратура, и как это коснется иностранных студентов?

— Есть форма, и есть содержание. С точки зрения содержания важно качество. Все студенты выбирают университеты с сильными брендами, которые дают качественное образование. И кстати, в последнюю очередь идет обсуждение формата образования. В первую очередь выбирают будущую профессию, во вторую — сам университет (преподавательский состав, традиции, возможности) и только после этого — форму обучения. Здесь важно, чтобы эта форма соответствовала современным запросам. Формы обучения могут быть разными в зависимости от сферы деятельности: на каких-то направлениях нельзя подготовить человека за четыре года. При этом у человека должна быть возможность получить полноценное высшее образование, законченный цикл, после которого ты будешь себя спокойно чувствовать и двигаться вперед. Образование должно быть качественным, соответствовать требованиям времени и по продолжительности соотноситься с запросами индустрии. Иностранцы все так же стремятся получать образование в России, сегодня порядка 400 000 иностранцев обучаются, выбирают традиционные форматы. Поэтому заверяю, что российские университеты будут и дальше работать над тем, чтобы образование было еще более привлекательным для иностранцев.

— Что самое трудное в работе министра науки и высшего образования?

— Вопрос простой, но на него сложно ответить. Самое сложное на такой работе — сохранять хорошее настроение и креативный настрой в условиях очень плотного графика и постоянных вызовов. На единицу времени приходится гораздо больше событий. Приведу пример. Представьте, вы едете на скорости 50 км в час. И соответствующим образом реагируете на все происходящее: дорожные знаки, пешеходы, другие участники движения. И когда вы едете на скорости 250 км в час. Для того чтобы двигаться, надо адекватно этой скорости реагировать. Эта метафора хорошо характеризует мой ответ.

— Мы знаем, что сейчас перед государством стоит задача по повышению престижа региональных вузов. Какие меры предпринимаются для того, чтобы сделать обучение в регионах привлекательным для студентов?

— Я немного смещу акцент, потому что престиж региональных вузов — это инструмент для решения другой задачи. Страна — это не только Москва и Санкт-Петербург. Россия богата и сильна регионами. Социально-экономическое и технологическое развитие зависит от талантливых людей и от молодежи. Если молодежь остается в регионе, туда пробиваются новые интересные проекты, влечет новых людей. Это зависит от уровня образования. Поэтому мы уделяем первостепенное внимание развитию университетов. Здесь нет универсального решения. Запущена большая программа кампусов, чтобы все было в одном месте, помогаем развивать новые программы через «Приоритет 2030» — даем ресурсы. Еще мы очень плотно работаем с региональными властями, чтобы и они помогали университетам развиваться, поддерживали молодежные проекты. Важно объединить усилия и дать возможность создать комфортные условия в университетах. Молодежь стремится туда, где интереснее. И со временем в некоторые регионы приезжать и оставаться стало больше, чем уезжать.

— Сейчас очень популярна нейросеть, которая генерирует картинки по словам. Какими тремя словами вы бы описали российского студента?

— Умный, целеустремленный, любознательный. Именно такой студент способен изменить мир к лучшему и ответить на те вызовы, которые стоят перед нами.

— Какие планы у министерства по поддержке студенческих медиа в 2023 году?

— На сегодняшний день в нашем проекте участвует 1000 студентов, и первое, что мы хотим сделать в 2023 году, — это масштабировать проект и увеличить количество участников. Поддержать в первую очередь медиацентры в регионах и словом, и делом. В том числе можно организовать серию пресс-конференций с самыми известными личностями нашей страны. И вас как заинтересованное сообщество я попрошу подготовить свои предложения, а я включусь в работу и помогу в организации интервью. Буду признателен, если вы поработаете на значимых научных форумах, на конгрессе молодых ученых. Мы вас пригласим, чтобы вы имели возможность путешествовать и получать практику.

Студентка АлтГУ, журналист газеты «За науку» Александра Смолянинова спросила:

— Что нужно сделать, чтобы стать министром?

— Если бы я знал… (смеется). Вы должны быть преданы своему делу, никогда не думать о позиции министра, заниматься своим делом, получать от этого удовольствие ― и тогда у вас будет результат. Результат появляется тогда, когда вы не только много работаете, но вы верите в то, что вы делаете, и идете к этому последовательно, и достаточно четко представляете, что вы хотите сделать. Ну и, конечно, немножко удачи.

Также студенты узнали, для чего нужны молодежные лаборатории, как на систему высшего образования повлияла пандемия и какие меры будет предпринимать министерство по улучшению качества образования в сфере медиа.

В заключение Валерий Николаевич еще раз поздравил студентов с праздником:

— Сегодняшний день — отличный повод поздравить вас и пожелать много хорошего. Хочу, чтобы у вас в этой жизни все получилось, чтобы вы стали счастливыми людьми. Кто хотел стать министром — министрами, кто исследователями, кто профессиональными журналистами. Одним словом, чтобы вы состоялись в этой жизни и были счастливы, здоровы. Добра, радости и всего самого лучшего!

Молодежный медиацентр Минобрнауки объединяет более 1000 студентов из 65 регионов Российской Федерации. Его цель — формирование профессиональных навыков, помощь в выборе карьерных траекторий. За время существования медиацентра ребятам удалось принять участие в различных мероприятиях: Летняя школа журналистики, региональные и всероссийские форумы, слеты студенческих СМИ и других.
поделиться
Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
https://www.asu.ru/?v=sw0