Добро пожаловать в бизнес-инкубатор!

27 марта 2012

На горизонте ближайших свершений в инновационной жизни университета – создание бизнес-инкубатора, студенческого конструкторского бюро… Мы попросили Е.А. Давыдова, помощника проректора по научно-инновационной деятельности, рассказать подробнее о новых структурах, которые должны появиться в нашем университете после победы Программы развития деятельности студенческих объединений АлтГУ во всероссийском конкурсе, объявленном Минобрнаукой.

- Евгений Алекандрович, Программа принята, а какова база, с которой начнется ее воплощение?

- Структура бизнес-инкубирования в нашем университете слабо развита. К нам часто приходят студенты за помощью, так как не знают как и где можно внедрить свои идеи или даже готовые разработки. Можно уверенно сказать, что сформирована потребность создать на базе университета бизнес-икубатор, как это сделано во многих вузах. В настоящее время эта структура уже зарегистрирована как студенческое общество и находится в процессе становления, но для того, чтобы в ее рамках начать активно работать по обучению наших студентов представлять свои проекты реальным экспертам, которые смогут в дальнейшем их финансировать и продвигать, для этого нужны начальные финансовые средства. Для этого нами и был написан раздел программы «Формирование инновационной культуры обучающихся с целью их вовлечения в процесс коммерциализации научных разработок».

- Кто  будет у руля созданной структуры? Преподаватели?

- Возглавлять бизнес-инкубаторы должны не преподаватели, которые и без того загружены своими непосредственными обязанностями, а люди, занимающиеся исключительно делом развития созданной структуры. Преподаватели будут востребованы в обучающих программах бизнес-инкубатора. 

- Но главный потребитель все-таки студент? И только ли экономической специальности он может быть?

- У нас есть сильный экономический, юридический, социологический факультет, естественнонаучные факультеты, но их научная жизнь идет параллельно друг другу, практически без каких-либо точек соприкосновения. Получается, что, например,  у экономистов есть желание еще со студенческой скамьи работать в сфере бизнеса, но нет свиох разработок и технологической базы, а у тех специалистов, у кого есть готовые разработки, нет экономических и юридических знаний. Такие студенты и есть главные потребители ресурсов бизнес-инкубатора. Перед нами ставится задача образовать команды естественников-гуманитариев и, кстати, не только из студенческого контингента, для того, чтобы в своей работе они дополняли друг друга и могли создавать конкурентно-способные проекты и предлагать их на рынке, а потом уже и организовать собственные предприятия, которые из инкубатора выйдут в свободное плавание. Таким образом мы планируем ликвидировать существующий в университете пробел между технологическими инновациями и экономическо-юридической деятельностью.

- А гуманитарии могут быть задействованы в работе бизнес-инкубатора?

- В бизнесе маркетинг – на первом месте. И это реальная возможность студентам гуманитарных направлений реализовать себя в таких сферах, как, например, связи с общественностью. В бизнесе принципиально важно умение находить информацию, не только в научных источниках, но буквально повсюду. Но еще более важно умение подать свою информацию так, чтобы она была воспринята целевой аудиторией, которая часто представляет собой совершенно разнородную группу, или общество в целом. Бизнес основан на социологии, психологии и других гуманитарных науках, поэтому всем добро пожаловать в бизнес-инкубатор!

- Евгений Александрович, с бизнес-инкубатором все ясно, поясните теперь, что из себя представляет конструкторское бюро.

- Конструкторское бюро – это чисто техническое образование. Университет часто заключает хоздоговора на выполнение каких-либо разработок, и мы хотим, чтобы к созданию таких проектов привлекались студенты. Вуз ставит задачу, а молодые специалисты под руководством преподавателя решают ее. Нужно сказать, что студенческое конструкторское бюро уже организовано в АлтГУ и для активизации его работы планируется модернизация приборной базы с целью создания возможностей привлечения талантливой молодежи нескольких факультетов к выполнению проектов, проведение конкурса проектов, в том числе выявляющих группы готовые в дальнейшем «упаковывать» проекты в рамках студенческого бизнес-инкубатора. Важным для обогащения идеями является обеспечение участия обучающихся в профильных конференциях и научно-технических выставках за пределами университета. Для обеспечения последующей коммерциализации результатов важно обеспечить оценку охраноспособности результатов интеллектуальной деятельности и создание объектов интеллектуальной собственности.

В проекте Программы приводится такой пример студенческого проекта: разработка мобильного робота-труболаза для коммунальных служб с целью выявления проблем и профилактики их возникновения. Такого работа можно было бы запускать в трубы, где он передвигался бы и передавал специалистам видео. А они, в свою очередь, смогли посмотреть что происходит внутри трубы, чтобы снаружи зря не капать траншею. Кроме того, робот должен быть оснащен какими-то манипуляторами, чтобы совершать простейшие ремонтные работы – прикручивать, удалять и т.д. Для многих технических решений у нас в университете уже есть задел, это и механика и беспроводная связь, и передача и обработка видеоизображения, и дистанционное управление. Выполнить такую работу одному под силу лишь высоко квалифицированному специалисту, а на студенческом уровне это должна быть целая группа, где каждый делает свою часть, а потом интегрирует в общий проект.

- Главная задача новых структур университета, по-вашему, это?

- На этом примере проекта разработки робота студентам можно прививать интерес к инновационной деятельности.  Ребятам часто не интересны «опыты для опытов», в отличие от выполнения реального заказа, результат которого потом можно будет увидеть в действии. Это касается и конструкторского бюро, и бизнес-инкубатора. Учиться можно ведь не только на отвлеченных примерах, но и претворяя что-то в жизнь.

Студент попадает в университет и все его таланты должны раскрыться. Если у него склонности к изобретательству – в помощь ему конструкторское бюро, если к бизнесу – бизнес-инкубатор, к науке – система НИРС и так далее. Классическое образование помогает молодым людям развивать разносторонний взгляд на мир, и в принятой Программе мы должны усилить те направления, которых университету не хватает для еще более успешной деятельности.

- Евгений Александрович, благодарим Вас за беседу!

Записала Александра Артемова

поделиться
Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
https://www.asu.ru/?v=sw0