Как сделать госсайты дружественными?

26 октября 2012

18 октября в Барнауле состоялся круглый стол на тему «Эффективные модели взаимодействия органов государственной власти Алтайского края и населения в Интернете». Участие в нем приняли члены краевого клуба специалистов по связям с общественностью и преподаватели отделения связей с общественностью АлтГУ.

На обсуждении были представлены предварительные итоги исследования информационной открытости официальных сайтов органов власти Алтайского края, а также даны практические рекомендации для редакторов сайтов, пресс-секретарей органов власти. Это исследование проводится коллективом отделения связей с общественностью Алтайского государственного университета в 2012–2013 гг. при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект №12-13-22004 а(р).

Руководитель проекта, доктор филологических наук, профессор Е.В. Лукашевич рассказала о задачах исследования. В их числе – разработка модели анализа электронных ресурсов органов государственной власти с точки зрения эффективности коммуникации с населением, оценка сайтов на соответствие федеральному законодательству, выявление коммуникационных потребностей пользователей и создание рекомендаций и обучающих программ для усовершенствования ресурсов.

Сейчас уже можно представить некоторые результаты проведенной работы. С помощью студентов отделения связей с общественностью была создана и частично обработана база текстовых данных. В ней 119 сайтов федеральных и муниципальных органов государственной власти Алтайского края. Под руководством профессора Н.А.Кузнецовой идет обработка этого материала. Исследовательский коллектив произвел предварительную оценку сайтов государственных органов власти Алтайского края на соответствие федеральным законам.

Анализ композиционно-графических характеристик сайтов органов власти выполнила доцент А.Г. Сидорова. Доцент Т.С. Красникова показала, какие подходы существуют в оценке эффективности коммуникации органов государственной власти с населением, какой нормативной базой это поддержано. Доцент М.В. Гундарин проанализировал деятельность местной власти как субъекта коммуникации. Доцент Ю.В. Явинская оценила материалы сайтов с точки зрения соответствия принципам PR-текста, а также с точки зрения определенности и верифицируемости. Доцент Е.В. Макарова выполнила дискурсивно-идеологический анализ сайтов органов государственной власти Алтайского края. Анализ сайтов в социопсихолингвистическом аспекте был сделан профессором Е.В.Лукашевич.

Таким образом, авторы расширили традиционно используемые нормативные параметры оценки эффективности используемых сайтами коммуникативных стратегий и технологий за счет введения социолингвистических, психолингвистических и коммуникативно-дискурсивных параметров.

Елена Лукашевич о результатах социопсихолингвистического анализа госсайтов:

«Большинство текстов на сайтах «анонимны», то есть доминирует скрытый тип авторства. Преобладает официально-деловой стиль, поэтому на первый план выходит информативная функция, а воздействующая функция этих материалов редуцируется – следует уделить ей большее внимание. Как правило, на сайтах используется доминирующий тип социально-коммуникативных отношений, отношения "права-обязанности", государство доминирует над гражданином. В отдельности этот факт не противоречит целям и статусу коммуникации органов власти, но в связи с остальными выявленными факторами он создает условия, затрудняющие налаживание полноценного диалога с пользователями, населением региона.

Тон текстов здесь, как правило, нейтральный, пресс-службы не нарушают норму, не проявляют грубости, не ироничны и не оскорбляют того, кто посещает сайт и кому они отвечают, с кем взаимодействуют. То есть специалисты очень хорошо рассчитывают на целевую аудиторию государственных органов, целевые организации, журналистов, но население на сайтах не занимает приоритетную позицию».

Анна Сидорова об информационной открытости и доступности сайтов органов государственной власти Алтайского края:

«

Сайты оценивались по 87 параметрам. 67% – таково среднее значение информационной открытости и доступности сайтов органов государственной власти Алтайского края. Наиболее информационно открыты сайты краевых ведомств (по сравнению с сайтами федеральных органов власти и муниципалитетов). Чаще размещается информация о нормотворческой деятельности, статистика, официальные мероприятия, сведения о доходах. Меньше показатель раскрытия информации о вакансиях, защите населения от чрезвычайных ситуаций, контрольной деятельности (результатах проверок), данные о государственных закупках, информация о результатах рассмотрения обращений граждан, информация о подведомственных организациях, о расходовании бюджетных средств. Также к минусам относится отсутствие во многих случаях поиска по сайту, отсутствие статистики о посетителях сайта, карты сайта, наличие архивированных файлов.

По данным мониторинга, самые информационно открытые органы власти – Управление службы судебных приставов по Алтайскому краю, Администрация Алтайского края, сайты администрации г. Бийска и Шелаболихинского района».

Елена Макарова об идеологическом контексте коммуникации на госсайтах:

«Дилемма доминантного и демократического общения на сайтах государственных органов власти не может быть однозначно решена в пользу того или иного полюса. В основе их работы, так или иначе, естественно доминирует вектор идеологической гегемонии. Однако, функционируя в социально-политическом контексте, требующем включения альтернативной «горизонтальной» коммуникации, прежнее взаимодействие органов власти с населением обретает новые черты. А это значит, что пора избавляться от фактов гегемонистской тотализации – игр с пустыми значениями, которым приписывается универсальное содержание. Время заменить отчеты вроде «заседание завершилось совещанием, на совещании определены основные задачи, перспективы и пути совершенствования проводимой работы» на конкретные резолюции и итоги, которые могут быть проконтролированы обществом. Причем в качестве итогов работы следует подчеркивать не столько число привлеченных граждан и средств, сколько приближение к целям программ. Приглашение читателей к сотрудничеству в формате опросов и краудсорсинговых площадок способствует не только более эффективному решению задач, но и наращиванию социального капитала органов власти».

Участники круглого стола проявили большую заинтересованность в наблюдениях и советах авторов проекта. В дальнейшем сотрудничество между исследователями и пресс-секретарями будет продолжено – будут проведены обучающие семинары для редакторов сайтов. Кроме того, как рассказала Е.В.Лукашевич, «в следующем году мы продолжим исследование и с помощью фокус-групп, экспертных оценок уточним ожидания и возможности взаимодействия аудитории, посетителей сайтов».

поделиться
Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
https://www.asu.ru/?v=sw0